Колдасбаева Зина Шакировна

KoldaspaevaФамилия, имя, отчество - Колдасбаева Зина Шакировна
Занимаемая должность – кандидат педагогических наук, доцент, профессор АркПИ
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Сот.тел: 87011808074
Ученая/академическая степень - кандидат педагогических наук
Ученое звание - доцент
Наименование направления подготовки и (или) специальности:
5В011800 «Русский язык и литература, 5В012200 «Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения»
Данные о повышении квалификации и (или профессиональной переподготовке (при наличии):
Общий стаж работы: 45 лет
Стаж работы по специальности: 45 лет
Преподаваемые дисциплины:
• Методика преподавания русского языка
• Методика преподавания литературы
• Фонетика, лексика и фразеология современного русского языка
• Словообразование и морфология современного русского языка
• Синтаксис современного русского языка
• Интегративная сопоставительная лингвистика
• Общее языкознание
Количество и (наименование) научных трудов: 60
• Пути объяснения нового материала// Русский язык в казахской школе. № 2 1983 Русский язык в казахской школе. № 2 1983.
• Методы преподнесения нового материала. На примере темы «Виды глагола»// Русский язык в казахской школе. 1983 №8.
• Психологические особенности усвоения новых знаний на уроках русского языка учащимися казахской школы// Психолого-педагогические проблемы учебно-воспитательной работы НИИ пед. Наук МП Каз. ССР. №105- 84. деп. от 09.07.84 «Проблемы дидактики и методики преподавания учебных предметов в школе» М.1984.Вып.6.
• Пути, методы и приемы презентации нового материала на уроках русского языка в казахской школе// Русский язык - могучее средство межнационального общения. Алма-Ата: Мектеп, 1984.
• Приемы объяснения нового материала Тема «Глагол» в 5 классе//Русский язык и литература в казахской школе. 1985. № 2.
• Использование проблемного метода на уроках русского языка в казахской школе. На материале темы «Сказуемое» в 7 классе// Проблемное обучение русскому языку в казахской школе Сб. науч. тр. Алма-Ата КАЗПИ им. Абая, 1986.
• Наклонения глагола. Уроки в 6 классе// Русский язык и литература в казахской школе. 1986. №8.
• О типах уроков русского языка. На материале темы «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в 8 классе»//Русский язык и литература в казахской школе. 1988 №1.
• Направленность лекционного курса методики русского языка на преподавание его в национальной школе//Совершенствование профессиональной подготовки учителя в свете современных требований. Материалы республиканской научно-практической конференции Аркалык-1992.
• Направленность вузовского курса методики русского языка на преподавание его в национальной казахской школе// Аркалык – 1994. ПО «Полиграфия» Заказ 2271 тираж 500 экз.
• Научные основы интегрированного урока в условиях билингвизма (на материале произведений Абая). Научные основы интегрированного урока в условиях билингвизма (на материале произведений Абая)// Материалы научно-практической конференции. Аркалык-1995. ПО «Полиграфия» Заказ 1399.
• Роль спецкурса «Современные методы обучения русскому языку как неродному в методической подготовке будущих учителей-русистов»// Материалы республиканской научно-методической конференции. Кокшетау – 1996.
• Методы обучения и научного познания в процессе преподавания русского языка как неродного// Материалы республиканской научно-методической конференции.
Кокшетау – 1996.
• Пути реализации принципа учета языкового опыта учащихся-билингвов в процессе обучения их русскому языку как неродному// Сб. научных трудов «Компоненты
структуры русского языка и методика его преподавания». Алматы «Галым» Аркалык –1997.
• Основополагающие лингводидактические категории методики преподавания русского языка как неродного// Сб. научных трудов «Компоненты структуры русского языка и методика его преподавания». Алматы «Гылым» Аркалык – 1997.
• Работа со словарем сочетаемости на уроках русского языка// Сборник научных трудов «Компоненты структуры русского языка и методика его преподавания». Алматы «Гылым» Аркалык – 1997.
• Психолингвистический аспект преподавания русского языка как неродного// Сборник научных трудов «Компоненты структуры русского языка и методика его преподавания». Алматы «Гылым» Аркалык – 1997.
• Лингводидактические возможности коммуникативно-деятельностного подхода к процессу обучения русскому языку как неродному в свете теории речевой деятельности// Сборник научных трудов «Материалы межвузовской научно-практической конференции» Мышление-язык-Лингводидактика Алматы,2000.
• Реализация коммуникативно-деятельностного подхода к процессу обучения русскому языку нерусских учащихся через посредство тренировочных методов.// Валихановские чтения-6:Сборник научных трудов «Материалы международной научно-практической конференции»Кокшетау,2001.
• Лингводидактический аспект коммуникативно-деятельностного подхода к процессу обучения русскому языку как неродному. // Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции.Аркалык – 2001.
• Психофизиологический аспект коммуникативно-деятельностного подхода к процессу обучения русскому языку как неродному//«Актуальные проблемы высшего образования и науки в ХХI веке». Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию Карагандинского государственного университета им.Е.А.Букетова. 1 часть. Караганда, 2002.
• И.Алтынсарин и проблемы преподавания русского языка как неродного// Сборник материалов международной научно-практической конференции «Валихановские чтения –7» Кокшетау-2002.
• Коммуникативно -деятельностный подход к обучению неродному языку как основа формирования коммуникативной компетенции языковой личности//«Вызовам ХХI века- талант молодых ученых» Материалы международной конференции. Казахский женский педагогический институт г.Алматы,2002 г.
• Об одном из лингводидактических принципов обучения русскому языку как неродному//«Вызовам ХХI века- талант молодых ученых» Материалы международной конференции. Казахский женский педагогический институт г.Алматы, 2002.
• Интегрированный спецкурс «Коммуникативно-деятельностный подход к процессу обучения русскому языку как неродному» в системе профессионально-методической подготовки будущих учителей-русистов// Сборник материалов международной научно-практической конференции Валихановские чтения-8. Кокшетау –2003.
• Актуальные проблемы чтения лекционного курса методики преподавания русского языка в школах с нерусским языком обучения// Сборник материалов международной научно-практической конференции Валихановские чтения-8 Кокшетау – 2003.
• Коммуникативно-деятельностный подход к процессу обучения русскому языку как неродному// Мет.пос.Аркалык: АРГПИ, 2003.
• К вопросу о формировании вторичной языковой личности в контексте коммуникативно-деятельностного подхода к обучению русскому языку как неродному//Материалы Международной научно-практической конференции Валихановские чтения - 10 Кокшетау – 2005.
• Когнитивный аспект формирования вторичной языковой личности в контексте коммуникативно-деятельностного подхода к процессу обучения русскому языку как неродному// Республикалық ғылыми-практикалық конференция Тіл.Қоғам.Заман. Ақтау -2005.
• Социализация языковой личности в условиях средового подхода к педагогическому процессу// Возможности средового подхода в педагогике как науке и педагогической практике в условиях перехода на 12 летнее образование. Материалы IV Международной научно-практической конференции 17-18 ноября 2005 года. Костанай, 2005.
• Социализация языковой личности в контексте коммуникативного образования//Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы коммуникативного образования казахстанской студенческой молодежи в условиях открытого общества» Алматы, 2005.
• Методологические принципы концепции коммуникативно-деятельностного подхода к процессу обучения русскому языку как неродному Методологические принципы концепции коммуникативно-деятельностного подхода к процессу обучения русскому языку как неродному//Материалы Международной научно-практической конференции Валихановские чтения-11 Кокшетау-2006.
• Теоретико-методологические основы формирования языковой личности в педагогико-антропологическом пространстве// Материалы Международной научно-практической конференции «Мировая образовательная политика в контексте трансформации системы образования» Алматы-Москва-2006г.
• Лингводидактические возможности метода проектов в формировании вторичной языковой личности// Материалы Международной научно-практической конференции «Валихановские чтения»-12 Кокшетау, 2007г.
• Психолингвистическое обоснование концепции коммуникативно-деятельностного подхода к обучению неродному языку// Материалы Международной научно-практической конференции «Современные проблемы подготовки педагогических кадров» Шымкент –2007г.
• Структура и содержательные характеристики коммуникативно-деятельностной и межкультурной компетентности вторичной языковой личности в контексте компетентностно-деятельностного подхода к обучению неродному языку// Материалы Международной научно-практической конференции «Теоретические и методические проблемы русской филологии на современном этапе» Семипалатинск-2007г.
• Проблемы межкультурной коммуникации в контексте современности//Профессионал Казахстана №3 (58) март 2008 г.
• Проблемы межкультурной коммуникации в контексте современности// Материалы Международной научно-практической конференции «Валихановские чтения – 13» Кокшетау, 2008.
• Сущности характеристики когнитивного методологического принципа в лингвистическом и методическом освещении//Материалы международной научно-практической конференции «Отражение ментальных представлений в языке» Актобе, 2008.
• Базовые характеристики антропологической методологической парадигмы в современном языкознании// Материалы международной научной конференция «Казахстановедение-4», Астана, 2009.-С. 202-206;
• Методическое наледие И.Алтынсарина в контексте современного языкового образования// Алтынсаринские чтения -2009» «Национальная стратегическая программа». «Культурное наследие как основа совершенствования образования Казахстана» Костанай,2009. – С.75-78;
• Коммуникативно-межкультурная компетентность языковой личности как результативная основа компетентностного подхода к современному языковому образованию//Материалы международной научно-практической конференции «Национальное составляющее истории образования и науки Казахстана» Аркалык,2009. С.-33-36;
• Трудостройство выпускников: проблемы и опыт их решения в регионе// Білім-ИНФО Научно-методический вестник, № 1 (22). г.Костанай, 2010 – С.22-24;
• А.Кунанбаев и И.Алтынсарин: сходство их концептуальных подходов к решению проблем лингвокультурологии и межкультурной коммуникации в контексте современности// Материалы республиканской научно-практической конференции «Роль и место математического образования в подготовке педагога новой формации» Аркалык, 2010 – С.162-168;
• Близость методологических подходов И.Алтынсарина и А.Кунанабаева к решению проблем межкультурной коммуникации/ /Дружба народов-времен связующая нить (к 170-летию со дня рождения И.Алтынсарина), Аркалык, 2011 – С.78-83;
• Концептуальные подходы к формированию языковой личности в условиях перехода к 12- летнему среднему образованию// Материалы научно-практической конференции «Приоритетные направления качества подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования в условиях перехода на 12 -летнее обучение». Костанай, 2011. С. 20-23;
• Языковая личность в контексте современного коммуникативного образования// Материалы международной научно-практической конференции «Валихановские чтения-15». Кокшетау, 2011.;
• О статусе термина «Дискурс» в современной лингвистической науке// Материалы международной научно-практической конференции. Казахстан и страны СНГ: 20 лет интеграции в глобальной культурно-исторический контекст: Сб.материалов международной научно-практической конференции/ под ред.М.С.Бесбаева, С.А. Жакишевой – в трех томах- Алматы: Центр оперативной печати КАЗАТ и СО, 2011, т.3.-С.386-392;
• Статусная характеристика дискурса в современном языкознании// Материалы международной научной конференции «Казахстановедение-8» «Самоидентификация Казахстана: прошлое, настоящее, будущее». Астана, 2013.;
• «Психологические и психолингвистические аспекты формирования языковой личности в контексте современного языкового образования»// Материалы республиканской научно-практической конференции «Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее». Аркалык, 2014. – С.454-457;
• Компетентностный подход как методологическая и методическая основа формирования коммуникативно-деятельностной и межкультурной компетентности языковой личности// Материалы международной научно-методической конференции «Научно-инновационное развитие как фактор модернизации высшего образования». Астана,2014. – С.292-296;
• Современные концептуальные подходы к формированию языковой личности в контексте развития малокомплектной школы// Материалы республиканской научно-практической конференции «Алтынсаринские чтения - 2014» «Методологические и методические проблемы современного обучения в малокомплектной школе». Аркалык, 2014. – С.20-24.
• Когнитивный аспект формирования вторичной языковой личности// «ЭКСПО-2017: Ақпараттандыру – қоғам дамуының болашағы» «Қ.Бектаев оқулары-2», ХҒПК, Оңтүстік Қазақстан мемлекеттік педагогикалық институты, 24 ақпан, 2016.
• Приемы предупреждения лексико-семантической интерференции// «Замануи білім беру үрдісінде білім алушылардың зерттеу құзыреттілігін дамыту» Төлегенов оқулары, РҒТК 25 ақпан, 2016.
• Концептуальные основы формирования языковой личности в педагогико-антропологическом пространстве современного языкового образования//Кәсіби – педагогикалық білім берудегі инновацияларды жобалаудың ғылыми негіздері РҒПК, 14 сәуір, 2016.
• Ключевые характеристики методологических принципов коммуникативно-деятельностного подхода к обучению неродному языку//Материалы международной научно-практической конференции «VIII торайгыровские чтения», посвященной 25-летию независимости Республики Казахстан, том1, Павлодар, ПМУ им. С.Торайгырова, 2016.
• Языковая личность в лингводидактическом ракурсе коммуникативного образования.//Материалы республиканской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы современных филологических исследований» часть1, 23 февраля 2017 года, Аркалык.
• Выверенным стратегическим курсом// Аркалык хабары 14 апреля, 2017, Аркалык
• Актуальтные проблемы социализации языковой личности в контексте современного коммуникативного образования//Материалы областной научно-практической конференции «Методика использования научных трудов Н.Кулжановой в практике современной педагогики» посвященной 130 летию Назипы Кулжановой, 4мая, 2017, Аркалык.
• Проблемы билингвизма, интерференции и транспозиции в условиях современного языкового образования.// «ХХІ ғасырдағы білім және ғылым: өзекті мәселер және даму тенденциялары» Орталық Қазақстан академиясы, 10 тамыз, 2017жыл