АКТУАЛЬНОСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН

  Предлагаемые Президентом Нурсултаном Назарбаевым в программно статье «Взгляд в будущее; модернизация общественного сознания» » был поставлен ряд конкретных задач, нацеленных на духовное обновление нации – конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, открытость, эволюционное развития Казахстана – которые являются реформаторскими новациями в духовной сфере республики.

  Глава государства подчеркивает, что наш народ должен стать крепкой, глубоко ответственной, единой нацией, и эти слова, конечно же вызывают понимание и поддержку. Духовные ценности играют важнейшую роль в развитии любого народа, поэтому, делая ставку на технологии и инновации, развитие новых отраслей экономики и строительство современной инфраструктуры, мы не должны забывать про сохранение и развитие нравственных основ, культурной составляющей общества.
   Проблема духовно-нравственного развития личности, имеющая важное значение, приобретает особую актуальность в переломные моменты истории. Сегодня в Казахстане данная педагогическая проблема начинает не только обсуждаться и исследоваться, но и становится предметом общественной и государственной политики. Следует отметить, что проблема духовно-нравственного воспитания молодежи в различных областях современной науки находится в ряду наиболее сложных и наименее изученных.
 Совершенно очевидно, что казахстанская молодежь на современном этапе переживает «духовный кризис», обусловленный деструктивными явлениями, происходящими в политической, экономической и социальной сферах.
Поэтому, как никогда, сегодня актуальна проблема духовно-нравственного возрождения подрастающего поколения.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания.
  Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности.
 Поэтому одной из приоритетных задач Казахстанского образования является духовно-нравственное воспитание молодежи.
 В системе образования осуществляется подготовка к определенным видам труда в экономической и социальной сферах общества и, как правило, не только обеспечивается общественное производство квалифицированными кадрами, но и создаются условия для дальнейшего продвижения личности в системе образования.
 Вместе с тем рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узкопрофессиональными знаниями и навыками. Необходимо создать оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта.
  В основе духовно-нравственного воспитания в Казахстане лежит удовлетворение потребности каждого студента в стремлении к гармоничному развитию через приобщение к богатейшему духовному опыту национальной культуры.

 

АркГПИ, кафедра ФКиС  Расулов С.М