Народная музыка на современном этапе как фактор воспитания учащихся

 

  Прибретение Казахстаном независимости и суверенитета в современных условиях определило значимость в школьном музыкальном воспитании и образовании решения проблем развития национальной музыкальной культуры и ее контактов с мировыми достижениями. Музыка всегда была и остается одной из приоритетных и действенных видов искусства, обладает огромными воспитательными возможностями. Как показывает история, приобщение к ней всегда определялость и воплощалось в музыкальном воспитания с учетом целей и задач развития общества.

  Воспитывающая роль музыки состоит в формировании гуманного отношения к миру, в присвоении личностью начала извечных человеческих ценностей – любви, красоты, добра. Музыка является источником духовного совершенствования, способна влиять на внутренний мир. Огромна ее роль в передаче народных ценностей и традиций.  Каждая эпоха  в развитии музыкального искусства привносит что-то новое, выросшее на плодотворной почве прошлого. Поскольку каждый ребенок должен уже в раннем детстве прикоснуться к живительному источнику народной мудрости плодотворной почвой должны явиться народные песни, инструментальные произведения. Главная задача современного  казахстанского общества – формирование национальной идеологии, подчиненной национальным интересам. В осуществлении этой задачи особенно велика роль учебно-просветительской деятельности.  Каждый педагог-музыкант, воспитывающий новое поколение, должен серьезно задуматься над тем, как развить заложенные в человеке творческие способности, укрепить духовные силы, помочь ему найти себя самого. Одним из путей решения является совершенствование музыкально-эстетического воспитания учащихся. 

  Важнейшей проблемой музыкального воспитания детей является  формирование у них настоящей музыкальной культуры, и в первую очередь таких ее компонентов, как музыкальное восприятие и оценка музыкальных явлений, развитие полноценных музыкальных вкусов, творческих способностей. Творчество - явление сложное, комплексное, обусловленное многими социально-педагогическими и психологическими предпосылками.  Развить творческие способности – это,  значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. К сожалению, природа не оградила человека никакими знаниями, никакими практическими навыками работы, способом деятельности. Ребенок  рождается беспомощным, ничего не знающим, ничего не умеющим. И разница между детьми только в том, что они в различной степени награждены природой потенциальной способностью к тому или иному виду деятельности. Какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут. Педагогика утверждает, что  нет людей ни к чему не способных. Но способности можно или развить, или недоразвить, или погасить. Наиболее эффективный путь  развития индивидуальных  творческих способностей лежит через  приобщение всех детей к продуктивной творческой деятельности с самого раннего  возраста. Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Путь развития музыкальных способностей каждого человека неодинаков. Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение[1, с.15]. 

   Если мы оглянемся назад и вспомним, какой была наша национальная казахская общеобразовательная школа, каково было содержание изучаемых дисциплин, то увидим, что национальной она была только лишь по языку обучения. В остальном: ограниченность учебников, учебно-методических пособий, программ, написанных на казахском языке, слабая материальная база, недостаток в высококвалифицированных педагогических кадрах, постоянная регламентация “сверху”- на давали возможности создания в них качественный образовательный уровень. Поэтому многие родители казахской национальности отдавали своих детей в школы с русском языком обучения. Итогом явилось незнание родного языка, истории своей родины. Культурного наследия своего народа. Отрыв от народной педагогики, которая составляет основу национального быта, привели к нравственному кризису. Возникшая в республике новая общественно-политическая ситуация, определила принципиально новые подходы, ориентиры в развитии общества, которые  и должны найти свое воплощение в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Возрождение идей народной педагогики, возросшая значимость народной музыки и их взаимосвязь с базовыми педагогическими идеями, пргрессивными традициями и принципами обучения и воспитания могут оказать большую помощь в осмыслении и решении проблем воспитания, выдвигаемым современным этапом развития нашего государства [2, с.25]. Урок музыки, как обязательная дисциплина начальной школы, направлена на реализацию воспитательных и образовательных задач. Ее содержание должно соответствовать требованиям времени и развития общества, одной из которых является приобщение детей к музыке своего народа. Воспитание уважения к родной музыке, почитание и понимание национальных традиций, обычаев целесообразно начинать с раннего детства. Если свое родное, национальное найдет отклик в детских душах и они научатся воспринимать ее как суть жизни, то можно быть уверенным в том, что они вырастут истинными патриотами, заинтересованными в процветании своего народа, родины. Приобщение в профессиональной композиторской музыке, классической музыке через познание музыки  своего народа, дает возможность детям увидеть их взаимосвязь, углубить знания о  музыкальных явлениях.

Значимость народной музыки в воспитании детей подчеркивали: Б.Б.Афанасьев, О.А.Апраксина, Н.Я.Брюсова, Н.Л.Гродзенкая, Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, Б.А.Яворский, К.Орф, З.Кодай  и др. Ее широкие возможности в музыкальном развитии ребенка они связывают с активным созидательным освоением искусства, в результате которого раскрываются возможности ребенка как творческой личности. Осознавая роль музыкального воспитания в становлении культурного уровня и духовного развития подрастающего поколения, исследователи ставили перед собой задачу вызвать интерес и любовь, прежде всего, к народной национальной музыке, видя в ней ближайший путь, ведущий в мир классической и современной музыки. Еще в свое время, В.Н.Шацкая говорила о том, что освоение народной музыки, во всем ее многообразии, помогает учащимся лучше понять и любить русскую музыкальную классику. 

Известный русский педагог и исследователь С.Миропольский подчеркивал благотворное влияние народной песни на воспитание детей и необходимость использования ее учебном процессе. Он пишет: “Почему мы стоим за народную песню и в школе, и дома, и вообще, в начальном воспитании? Да потому, что мы не желаем уродовать детскую природу..., по силе воспитательного влияния ничто не может сравниться с родною нам песней”. В нашей отечественной музыкальной педагогике различные аспекты внедрения народной музыки в учебный процесс изучали С.А.Узакбаева, М.Х.Балтабаев, Р.К.Дюсенбинова, Т.А.Кышкашбаев и др. В своих исследованиях они показали народную музыку как часть народной педагогики, которая является мощным средством совершенствования воспитательной работы со школьниками. Надо отметить, что поиски путей внедрения казахской народной музыки в учебный процесс школы всегда были актуальными. Одними из пионеров, в середине 80-х годов, стали авторы адаптированного варианта программы Д.Б.Кабалевского для казахских школ: Б.Гизатов, М.Р.Джердималиева, Г.Ж.Карамолдаева. Далее, демократические пребразования, прошедшие в нашей республике, позволили более глубже взглянуть на проблемы воспитания школьников средствами народной музыки. В связи с этим появились разнообразные программы, “оказавшие широкие возможности и различные подходы к решению столь важной проблемы. В числе их можно назвать такие прграммы, как “Елим-ай” (руководитель М.Х.Балтабаев) и “Мурагер” (руководитель А.Ш.Раимбергенов).  Программа, разработанная под нашим руководством, авторским коллективом М.А.Оразалиевой, Б.Р.Сулейменовой, берет начало от народных традиций, обычаев, где основой является музыка, созданная казахским народом.  Методической базой ее стали научные источники, исследования в области музыковедения, казахского фольклора, педагогики и казахской этнопедагогики, музыкальной педагогики, психологии и физмологии, передовые идеи в области музыкального воспитания зарубежья. Опираясь на лучшие достижения мировой практика, мы основывались на проложительных наработках в программах по музыке, имеющихся в республике, а также на многолетнюю опытно-экспериментальную работу. 

  Искусство в воспитании школьников играет особую, ничем не заменимую роль. Эта особенность вытекает,  прежде всего, из того обстоятельства, что любое произведение искусства  в самом себе содержит нравственное начало. Математическое уравнение, физический закон могут содержать  эстетическое начало, но никогда, ни при каких обстоятельствах они не могут быть  нравственными или безнравственными. В искусстве нравственное содержание – воспевание добра и осуждение зла – является его душой, смыслом его существования, основной силой его воздействия на человека, его преобразующим фактором в жизни общества. Ведь искусство существует не только для развлечения, - хотя «развлекательное» искусство тоже, не может быть изъято их жизни человека. Но все же, в первую очередь, жизненное предназначение искусства в том, чтобы делать человека духовно богаче, умнее, сердечнее, гуманнее, добрее, лучше во всех отношениях. Искусство должно помогать человеку формировать его мировоззрение, его нравственные идеалы. Великие деятели искусства всегда стремились к тому, чтобы их творения помогали людям, оказывали  благотворное влияние на их жизнь. Выдающийся Гендель говорил: «Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремился их сделать лучше». А Глюк сказал: «Рассматриваю музыку не как искусство забавлять слух, но как одно из величайших средств трогать души и возбуждать чувства».  Музыку не назовешь «лучшим» искусством среди других искусств. Но есть в музыке особое качество, которое отличает ее от  всех других искусств: способность вести одновременно любое число людей по одному, предсказанному композитором руслу, оставляя в то же время каждому  возможность найти в этом русле самого себя, пережить нечто особенно ему близкое. Не потому ли, когда  человеку очень  хорошо или  напротив, очень плохо, из всех искусств он выбирает музыку? Не потому ли в дни массовых праздников первое место из всех искусств занимает музыка?   Миллионы людей, слушая одну и ту же музыку, находят в ней самих себя, свои мысли и чувства, свою индивидуальность. Говоря о музыке, как о сильнейшем виде искусства, воздействующего на формирование личности, нельзя сказать о том, что, когда, объединяются все искусства: литература, музыка, живопись, скульптура, театр – все они могут дать человеку намного больше, чем каждое в отдельности. И если  человек лишится общения с искусством, то из его души  исчезнут сотни моральных проблем и высохнет море глубоких человеческих чувств. Решительно уменьшится то, что он может дать своей эпохе. Когда мы говорим о таких уродливых явлениях жизни, как алкоголизм или правонарушения, имеем в виду, что внутренняя причина этих отвратительных явлений, тормозящих движение нашей жизни вперед, недостаточно высокий уровень духовной культуры тех, кто совершает эти проступки, а то и преступления [3, с.63] 

Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Музыка решительно вторгается во все области воспитании и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого учим.  Начинать всестороннее развитие личности ребенка надо как можно раньше. Было бы  хорошо, если бы все дети воспитывались в семьях, где общая атмосфера способствовала обогащению и облагораживанию личности. Задачей педагогов является создание фундамента, на основе которого  расширяются знания, и совершенствуется способность наслаждаться музыкой. Как только дети начнут находить радость в занятиях музыкой, они захотят больше о ней узнать. Постигнув радость музыкальных занятий, дети станут охотно заниматься музыкой. Если в результате такой работы  учащиеся научатся получать от музыкальных занятий радость и эмоциональное удовлетворение, некоторые из них пронесут любовь к музыке через всю жизнь. Одни станут композиторами и исполнителями-профессионалами, другие - любителями-исполнителями или подготовленными слушателями, без которых музыка не может существовать. 

Таким образом, воспитательные возможности казахского народного музыкального творчества, как показали наши исследования, являются неоспоримыми, народная музыка, как и музыка вообще, есть отражение жизни, потому что она рождется самой жизнью. Благодаря ей люди разных национальностей могут стать ближе друг  другу.

 

Список  использованной литературы:

1. Джердималиева Р.Р. Научно-педагогические основы методической подготовки учителя музыки. – Алматы: Гылым, 1997, с.15

2. А. Тюребаева «Интеграционные процессы музыкального образования в художественном  развитии учащихся», //«В мире музыки» №5, 2006г., с.25

3.  Ж.Отемисов «Проблемы музыкального воспитания учащихся», //«В мире музыки» №5, 2006г., с.63

 

Старший преподаватель кафедры музыки и изо Шаяхметова А.А.