Программа поддержки одаренных студентов

Пояснительная записка

      Главная задача преподавателя – это раскрытие и развитие особенностей познавательных способностей студентов: ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения, мышления, внимания.
    При построении методики развития студентов в процессе обучения информатике в ВУЗе необходимо опираться на идеи дифференцированного и развивающего обучения.
        Для построения методики необходимы:
1. Диагностика одаренности студентов в системе общей диагностики (комплекс мероприятий: различные виды тестирования, самоанализ, наблюдения педагогов).
2. Программное обеспечение для одаренных обучающихся в системе общего программного обеспечения (дифференцирования).
3. Методы обучения одаренных студентов (проблемные, поисковые, исследовательские и т. д.).
4. Умение модифицировать программы, вести обучение в соответствии с результатами диагностического исследования, консультирование родителей.
   При работе с одаренными студентами предлагается включить вопросы, вошедшие в содержание математического образования в последние десятилетия: логика, теория вероятностей, комбинаторика и т. п.
    Работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах. Условно можно выделить следующие три основных вида работы.
1. Индивидуальная работа – работа со студентом с целью руководства внеклассным чтением по математике, подготовкой докладов, рефератов, математических сочинений, подготовка некоторых студентов к олимпиадам, конференциям и т. п.
2. Групповая работа – систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом студентов.
3. Массовая работа – эпизодическая работа, проводимая с большим обучающимся коллективом. К данному виду относятся вечера, конференции, недели информатики, олимпиады и т. п.
На практике все эти виды работы тесно связаны друг с другом.
    На сегодня наиболее распространенными формами работы с одаренными студентами являются кружки, олимпиады и т. д. Появляются спецкурсы и элективные курсы как разновидность факультативов.
Одной из форм проведения занятий являются:
- соревнования на лучшее решение задачи по информатике с применением математики;
- соревнования на лучшее решение прикладной математической задачи средствами физики, информатики, черчения;
- соревнования на лучшее решение нестандартной (комбинированной) задачи по смежным предметам школьного курса, например физика – информатика, математика -информатика. В профильных группах будут иметь особенности и другие формы работы.

Организация работы с одаренными студентами
    В основе работы с одаренными студентами лежит принцип добровольности. Она может быть организована как для проявляющих определенные признаки одаренности, так и для всех желающих.
   На одном из первых занятий надо рассказать обучающимся о том, чем они будут заниматься, что нового и интересного они узнают, в чем польза занятий, как они будут проходить, выявить желающих заниматься. Необходимо указать и основные требования, которым должны подчиняться занимающиеся дополнительно студенты.
   Возможны два подхода к организации работы с подростками, увлекающимися информатикой.
   Первый подход применяется в том случае, когда группа многочисленна и разбита на секции. Они могут быть следующими:
- учебно-исследовательская (студенты занимаются исследованиями, готовят себя к написанию рефератов);
- конструкторская (изготовление наглядных пособий, моделей, приборов для кабинета информатики, электронных презентаций и проектов);
- оформительская (подготовка и выпуск математических газет, различного оформления по подготовке к олимпиадам, вечерам и другим мероприятиям);
- любителей решения задач (решение задач, проведение конкурсов, олимпиад и т. п.).
   Второй подход применим при малом числе студентов. В этом случае секцию невозможно организовать, а интересы обучающихся все же разнообразны. Поэтому надо проводить занятия в различных формах.
     Основные формы проведения занятий при данном подходе.
I. Комбинированное тематическое занятие.
Примерная структура данного занятия может быть следующей:
1. Выступление преподавателя по избранному вопросу на 10 – 20 минут.
2. Основная часть – самостоятельное решение задач по определенной теме участниками группы, причем в числе этих задач должны быть задачи повышенной сложности. Число задач: 3-5 (зависит от темы и продолжительности занятия). После решения первой из задач всеми или большинством студентов один из обучающихся производит ее разбор для всех членов группы. Преподаватель по ходу решения задач формулирует выводы, делает обобщения.
3. Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор операторов и команд программирования, фокусов. Проведение интеллектуальных игр и развлечений.
4. Ответы на вопросы студентов, домашнее задание.
При этом некоторые наиболее трудные задачи, предложенные для самостоятельного решения, а также домашнего. Иногда прорешивает и сам преподаватель. Выступление преподавателя, основная часть и домашнее задание в тематическом занятии должны занимать 70-80% времени.
II. Конкурсы по решению задач по программированию, олимпиады, игры.
Такого рода занятия лучше проводить систематически, через 4-6 тематических занятий, это будет своеобразный итог работы за 1-2 месяца.
При такой форме организации занятия все оно посвящается какому-то соревнованию, конкурсу.
В качестве примера можно провести такие соревнования, как:
- нестандартная олимпиада (драка, хоккей и т.п.),
- карусель,
- устная олимпиада и т. д.
III. Заслушивание рефератов, защита электронных проектов и презентаций.
IV. Разбор заданий международных и республиканских олимпиад; анализ ошибок.
V. Решение задач на разные темы (чаще при подготовке к олимпиадам, конкурсам, на повторение).
Также могут быть и другие формы, менее получившие распространение в практике, например:
- разбор задач, заданных домой. Так получилось, что дома студенты испытали затруднения все или почти все. В этом случае все занятие посвящается разбору домашних и решению аналогичных задач.
- доклады, беседы по информормационным технологиям (чаще в неделю информатики).
- сообщение студента о результате, который им получен, о задаче, которую он сам придумал и решил.
- просмотр видеофильмов, кинофильмов по информатике.
Также могут быть и другие формы организации работы с одаренными студентами.

Подготовка к занятию
Для подготовки к занятию преподавателю необходимо провести следующую работу.
1. Изучить все вопросы, намеченные на данное занятие.
2. Решить все подобранные задачи вновь.
3. Выяснить, что в подобранном материале наиболее интересным и наиболее трудным.
4. Расположить задачи для решения на занятии по сложности (или по трудности). При этом задач с большими выкладками на занятие не брать. Акцент сделать на задачах с интересной идеей.
5. Формулировки задач лучше отпечатать на отдельных листочках для каждого студента. Иногда можно предложить обучающимся переформулировать текст задач, придумать самим.
6. В случае затруднений у обучающихся в решении задачи, надо предусмотреть более простую задачу (подготовительную).
7. Для реализации дифференцированного подхода применять и задачи «двойники» (т. е. задачи с одной идеей, но разного уровня трудности).
8. Применять и задачи с ошибками; задачи содержащие материалы сегодняшнего дня.
9. Использовать предварительные задачи к будущим занятиям (как на самом занятии, так и дома).
10. Иметь всегда в запасе интересный занимательный материал.
В качестве домашнего задания первое время предлагать не более 2-3-х задач. Если студенты будут их активно решать, число задач можно и увеличить, в противном случае – оставить 2-3 и причем задавать решить не всегда, а некоторые из задач – предлагать по желанию.
Желательно, чтобы все студенты приняли участие в подготовке занятий.
Основные методические рекомендации по подготовке доклада студентами
Примерные темы докладов для студентов 1-2 курсов:
• Информационные коммуникационные технологии.
• Языки программирования.
• Язык программирования С++.
• Базы данных и информационные системы.
1.Только после того, как данное выступление было грамотно и интересно подготовлено учащимся, ему можно поручить более серьезное задание: подготовку сообщения или доклада.
2. Давать задание необходимо за месяц до выступления с докладом.
3. Порекомендовать студенту литературу; дать указания по плану и узловым моментам выступления. (Иногда перед подготовкой доклада предложить задачу по теме доклада, а саму литературу дать через неделю.)
4. Определить время для выступления. Студент напишет доклад, прослушает свое сообщение, записанное на магнитофон.
5. Через две недели проверить, что сделано, оказать помощь.
6. За неделю до выступления просмотреть конспект, послушать доклад, проверить наглядность.
7. После окончания доклада преподавателю необходимо отметить его достоинства и недостатки.
Основные требования к докладу:
• текст доклада студенту лучше излагать своими словами;
• все новые термины должны быть разъяснены;
• в начале доклада объяснить значение темы, чем она может быть интересна для присутствующих;
• выделить основные понятия, основную идею в докладе;
• продолжительность доклада: 15-20 минут;
• применять наглядность.
Для того чтобы все студенты группы знали о том, чем занимаются ребята, их работа должна освещаться в математической газете или другом вузовском издании, где желательно поместить план работы, задачи для проведения этих занятий. Для достижения целей, поставленных преподавателем перед одаренными студентами, необходимо, чтобы:
• обучающиеся на занятиях вели аккуратные записи;
• в журнале занятий фиксировался рассматриваемый материал и успехи обучающихся;
• материалы, рассматриваемые на занятиях, были основой проведения различных конкурсах;
• систематически повторять материал, в том числе рассмотренный и в прошлые года;
• на уроках преподаватель при изучении программного материала всячески поощрял знания, умения и идеи, которые одаренные студенты получили на дополнительных занятиях.
Итоговое занятие необходимо начать с беседы преподавателя о том, как поработали студенты в течение учебного года (что рассмотрели, чему научились, какие навыки приобрели, что изучили нового). Завершить годовую работу, как уже отмечалось, олимпиадой (можно и нестандартной) по задачам, рассматриваемым в течение учебного года, или зачетом. После этого сказать о перспективах работы с одаренными обучающимися в будущем году, предложить литературу для чтения летом.

1.Общие положения
1.1. Программа о поддержке одаренных студентов в АркПИ им.И.Алтынсарина (далее - Положение) устанавливает порядок, условия и объем поддержки студентов, обучающихся в Аркалыкском педагогическом институте им.И.Алтынсарина.
Предусматривает продолжение реализации мер по формированию политики АркПИ им.И.Алтынсарина по поддержке талантливых студентов, проводимой в АркПИ им.И.Алтынсарина;
1.2. Настоящее Положение разработано на основе действующего законодательства Республики Казахстан, в соответствии со статьей 27 Закона Республики Казахстан «О местном государственном управлении в Республике Казахстан», статьей 47 Закона Республики Казахстан «Об образовании», статьями 4, 11 Закона Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан».
1.3. Настоящее Положение распространяется на студентов, поступивших на первый курс очной формы обучения в АркПИ им.И.Алтынсарина, и действует в течение всего срока их обучения.
1.4. Настоящее Положение не распространяется на студентов, которые были отчислены по какой-либо причине с первого курса обучения.
Настоящее Положение не распространяется на студентов, которые ранее обучались в других образовательных заведениях высшего профессионального образования.
1.5. Настоящее Положение действует с 2016 -2017 учебного года.
2. Цели и задачи поддержки одаренных студентов, обучающейся в АркПИ им.И.Алтынсарина
2.1. Основными целями Программы являются создание целостной системы выявления, поддержки и развития одаренных студентов в КРМУ.
1) определение стратегии поиска, воспитания и обучения одарённых студентов;
2) сопровождение и развитие единого и непрерывного формирования интеллектуального потенциала РК;
3) содействие социально-культурному становлению талантливой молодёжи.
2.2. В рамках реализации Программы предполагается решение следующих задач:
1. обеспечение доступности получения образования по востребованным направлениям подготовки, стимулирование у студентов интереса к учебе и науке, подготовка компетентных и конкурентоспособных специалистов для экономики Республики Казахстан.
2. повышение качества образовательных и воспитательных услуг в работе с одаренными студентами на основе широкого использования современных научных и педагогических достижений
3. развитие материальной поддержки и социальной защиты одаренных студентов;
4. патриотическое воспитание молодых студентов, формирование у них правовой и политической культуры, стимулирование осознанного, ответственного и активного участия в общественно-политической жизни университета.
5. пробуждение и развитие устойчивого интереса студентов к информатике и ее приложениям и расширение и углубление знаний студентов по программному материалу.
6. развитие способностей по информатике и мышления у студентов.
7. расширение и углубление представлений обучающегося о практическом значении информатики в технике, экономике и т. д.
3. Основные направления реализации программы
Основными направлениями реализации Программы являются
3.1. принятие организационно-управленческих решений, направленных на совершенствование работы с одаренными студентами;
3.2 реализация мероприятий для более эффективного включения одаренных студентов в интеллектуальную и творческую деятельность;
4. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит обеспечить
4.1. создание эффективной системы по выявлению, развитию и поддержке одаренных студентов в АркПИ им.И.Алтынсарина;
4.2. повышение социальной активности молодых студентов;
4.3. расширение доступности качественного воспитания и обучения для одаренных студентов в университете;
4.4. широкое участие студентов в городских, областных, республиканских, международных творческих конкурсах, фестивалях, олимпиадах, спортивных соревнованиях;
4.5. укрепление материально-технической базы учреждений, обеспечивающих работу с одаренными студентами.
5. Порядок и условия предоставления мер поддержки одаренных студентов
5.1. Награждение студентов премии и дипломом ректора АркПИ им.И.Алтынсарина «За лучший проект».
5.2. Финансирование расходов участников олимпиады.

План работы 
по педагогическому сопровождению одарённых студентов 
кафедры информатики АркПИ им.И.Алтынсарина
на 2020 – 2021 учебный год

Мероприятия

Срок

Ответственные

Нормативно-правовое и информационное обеспечение

1

Составление плана поддержки одаренных студентов

Сентябрь, 2020

Зав.кафедрой, руководитель программы

2

Пополнение электронной базы, «Одаренный студент» на основе результатов творческих, социальной, спортивной деятельности

В течение года

Руководитель программы

3

Организация трансляции опыта работы педагогов с одаренными студентами в научных сборниках, СМИ, конференциях

В течение года

Зав.кафедрой, руководитель программы

4

Создать  временную творческую группу для разработки Положения «Портфолио преподавателя и студента»

В течение года

Руководитель программы

Интеллектуальное направление

5

Проведение коммуникативных тренингов со студентами

Февраль, 2021

Зав.кафедрой, руководитель программы

6

Организация подготовки студентов и их участия в конкурсах, олимпиадах, конференциях республиканского уровня

В течение года

Руководитель программы

Социальное направление

7

Внедрение, координация, апробирование инноваций, новых эффективных методик обучения.

В течение года

Зав.кафедрой, руководитель программы

8

Использование элементов дифференцированного обучения, направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных студентов

В течение года

Руководитель программы

9

Участие в научно - исследовательских конференциях учащихся регионального и республиканского уровня «Цифровые технологи в образовании»

В течение года

Зав.кафедрой, руководитель программы

Здоровьесберегающее направление

10

Спортивные соревнования по волейболу, баскетболу, футболу среди учебных групп

В течение года

Зав.кафедрой, руководитель программы

11

Организация участия студентов в спартакиаде

По программам спорт комитета

Зав.кафедрой, руководитель программы