

Сравнительный анализ содержания образовательной программы специальности
5В010300 – Педагогика и психология
Аркалыкского государственного педагогического института им.Ы.Алтынсарина и Казахского национального педагогического университета им.Абая
№ |
Критерии |
АркГПИ им.Ы.Алтынсарина |
КазНПУ им.Абая |
||||
Уровень |
Уровень |
||||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
||
Структура образовательной программы |
|||||||
1 |
Полнота и достаточность всех структурных компонентов ОП |
+ |
|
|
+ |
|
|
Содержание образовательной программы |
|||||||
2 |
Глубина, системность содержания |
|
+ |
|
|
|
|
3 |
Соответствие содержания образования требованиям науки и рынка труда |
+ |
|
|
+ |
|
|
4 |
Наличие инвариантного (базового) и вариативного компонентов содержания |
+ |
|
|
+ |
|
|
5 |
Отражение в содержании компетентностного подхода |
|
+ |
|
|
|
|
6 |
Нацеленность на развитие личности обучающегося |
+ |
|
|
|
|
|
Программы составлены на основе ГОСО РК, периодически проходят рецензирование, являются востребованными, обеспечивают широту подготовки специалистов педагогов-психологов.
Наблюдается различие в целевых постановках образовательных программ КАзНПУ им.Абая и АркГПИ им.Ы.Алтынсарина. В ОП АркГПИ им.Ы.Алтынсарина прослеживается четкая иерархия и логическая последовательность целей, в ОП КАзНПУ им.Абая – более обобщенные целевые постановки. В ОП КазНПУ им.Абая представлена матрица дисциплин и специальных компетенций, чего не наблюдается в ОП АркГПИ. В целом, образовательные программы имеют схожие структуры.
1. Полнота и достаточность всех структурных компонентов ОП
Образовательные программы специальностей представлены в виде компонентов по выбору в количестве 25 и 34 штук (элективные дисциплины), содержание которых строго структурированы и состоят из основных требуемых разделов. В образовательной программе КазНПУ им.Абая наблюдается дробление кредитов в элективных дисциплинах, что не может обеспечить полный результат обучения по всем ключевым компетенциям. В образовательной программе АркГПИ им.Ы.Алтынсарина кредиты выборных компонентов оптимизированы, что делает программу содержательной. Это в свою очередь обеспечивает более полное освоение образовательной программы.
2. Глубина, системность содержания
Содержание образовательных программ предусматривает системность контекста базовых и профессиональных дисциплин и глубину рассматриваемой проблемы. Проблема недостаточности учебно-методической литературы на государственном языке в Республике Казахстан сказывается на уровне образовательных программ на казахском языке специальности.
3. Соответствие содержания образования требованиям науки и рынки труда
В разработке содержательной части учебно-методических комплексов, преподавателями учтены потребности региона, потенциальных работодателей, запросы потребителей образовательных услуг ВУЗа, такие как «Методика научно-педагогического исследования» и др.
4. Наличие инвариантного (базового) и вариативного компонентов содержания
Определение дисциплин по выбору осуществляется под руководством эдвайзера группы, который методом презентации предлагает студентам альтернативы каждой дисциплине из каталога элективных дисциплин, консультирует в определении последовательности изучения дисциплин.
5.Отражение в содержании компетентностного подхода
Дисциплины образовательной программы «Семейная психология», «Основы психоконсультирования», «Педагогический менеджмент в условиях современной школы» и др. нацелены на подготовку компетентного педагога-психолога, владеющего теорией психолого-педагогических наук, практикой применения принципов организации своей деятельности.
Для более полного сравнительного анализа образовательной программы спеицальности 5В010300 – Педагогика и психология КазНПУ им.Абая требуется ряд документов, такие как УМК-С и УМК-Д.
Кафедрой педагогики и психологии осуществляется процесс гармонизации содержания ОП специальности 5В010300 «Педагогика и психология» для приема 2018 года, совместно с Атырауским Государственным университетом им. Х.Досмухамедова.