Информация о результатах реализации стратегического плана вуза

Информация о результатах реализации стратегии вуза кафедры

Физики и математики

Реализация образовательной программы специальности 5В010900-Математика, 5В011000-Физика, 5В012600-Математика и физика, 5В012800-Физика и информатика, 6В01501-Математика, 6В01502-Физика, 6В01507-Математика и физика, 6В01509-Физика и информатика осуществляется в соответствии с миссией вуза и определяет специфику программы, характеристику групп студентов специальности и получаемые ими образовательные результаты.

План стратегического развития Аркалыкского  педагогического института на 2017-2021 годы, утвержденный Ученым советом Института образования; международное сотрудничество; научные исследования и разработки; воспитательная работа по формированию личности; способы повышения качества управления учебными процессами; укрепление материально-технической базы и просвещения в области образования (протокол № 9 от 22.02.2017). Для реализации стратегических целей и задач Аркалыкского  педагогического института имени И.Алтынсарина на 2017-2021 годы на кафедре "Физики и математики" проведена следующая работа:

  1. Подготовка полиязычных педагогических кадров.

По поручению Главы государства разработан и утвержден национальный план развития функциональной грамотности студентов. Современные требования - многоязычная подготовка и многоязычное обучение.

С 2014-2015 учебного года в учебные планы специальности физика внедрена элективная дисциплина “Электромагнетизм" , "Оптика", "Атом и физика атомного ядра", которые ведутся на трех языках. Дисциплины ведутся в группах казахского и русского отделений, что позволяет реализовывать политику полиязычия. Дисциплина ведется на 1, 2, 3 курсах, состоит из 3 кредитов каждая.

В целях подготовки студентов к овладению преподавания предметов на трех языках (казахский – русский - английский) в 2016-2017 году прошли курс повышение по английскому языку.

Для обеспечения профессиональной компетентности и развития персонала в 2017-2018 учебном году открыт факультет дополнительного образования. Деканом данного факультета была приглашена Е.Сметанова - профессор университета Св.Кирила и Мефодия (г.Трнава, Словакия). Организованы курсы английского языка для ППС и студентов разных уровней (Beginner, Elementary, Professional).

Таблица 1. Сведения о повышении квалификации преподавателей за 2018-2019, 2019-2020, 2020-2021 учебные годы

Оқу жылы

Аты- жөні

Тақырыбы

Оқу орны атауы

Қала

күні

Сағат саны

ОП «Математика»

2018-2019

1

Узакова Боранкуль Зиядиновна

«Назарбаев интеллектуальные школы» 

«Назарбаев интеллектуальные школы» центр педагогического мастерства

гАстана

28.09.18

80

 

2

Тулегенова Анар Кабдыгалиевна

Технология цифровизации образования

Аркалыкский государственный педагогический институт им.И. Алтынсарина

г Аркалык

20.10.18

72

 

3

Сабитбекова Гулмира

Технология цифровизации образования

Аркалыкский государственный педагогический институт им.И. Алтынсарина

г Аркалык

20.10.18

72

ОП «Математика»

2019-2020

1

Узакова Боранкуль Зиядиновна

Робототехника

Восточно-Казахстанский государственный университет имени С. Аманжолова

г.Усть-Каменогорск

21.09.2019

72 

ОП «Физика»

2019-2020

1

Тулегенова Анар Кабдыгалиевна

Цифровые технологии в STEM образовании

АркМПИ

Арқалык

04-21.11.2019

120

2

Садыкова Базаргуль Сапарбековна

Робототехника

Восточно-Казахстанский государственный университет имени С. Аманжолова

г.Усть-Каменогорск

21.09.2019

72 

3

Садыкова Базаргуль Сапарбековна

Цифровые технологии в STEM образовании

АркМПИ

Арқалык

04-21.11.2019

120

2020-2021

1

Тулегенова Анар Кабдыгалиевна

Дистационное обучение: от разработки урока до организации образовательного процесса

Министерство обаазования и науки республики казахстан акционерное общество национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»

Онлайын

10.09.2020

40

2

Сабитбекова Гулмира

Дистационное обучение: от разработки урока до организации образовательного процесса

Министерство обаазования и науки республики казахстан акционерное общество национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»

Онлайын

10.09.2020

40

3

Аубакирова

Асель Аубакировна

Дистационное обучение: от разработки урока до организации образовательного процесса

Министерство обаазования и науки республики казахстан акционерное общество национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»

Онлайын

10.09.2020

40

  1. Усиление научно-методического обеспечения учебного процесса

Профессорско-преподавательским составам кафедры математики и физики ежегодно планируется и осуществляется работа по подготовке и выпуску учебно-методической литературы. В течение последних лет были выпущены учебно-методические пособия в ниже перечисленном списке:

Список учебно - методических пособи ППС кафедры физики және математики

Наименование

Автор

Год издание

Вид издание

Объем

2018-2019 учебный год

1

Ахметов А.Қ., Үмбетов Ә.Ү

Физика курсы

Первый том - учебник механики

гАстана -2018 ж

528 бет

33б.т

2

Жумабаева С.Б., Серікқызы Бұлбұлханым

Физика пәнінен есептре шығару әдістемесі

АркГПИ, г.Аркалык 2019 ж.

2019

3

Жумабаева С.Б.

Молекулалық физикадан дәрістер жинағы

АркГПИ,, г.Аркалык 2019 ж.

2019

4

Тулегенова А.Қ.

MS EXSEL бағдарламасында математикалық есептерді шығару

АркГПИ,, г.Аркалык 2019 ж.

81бет.

5,06 б.т

5

А.А.Аубакирова,

А.Т.Жаксылыкова

 

Физиканы оқыту үрдісінде диалогтік әдісті қолдану

АркГПИ, 2018ж. (ISBN 978-601-7892-79-1).

60 бет.

3,75 б.т

6

Ұзақова Б.З.

 

Лобачевский  жазықтығындағы үшбұрыштра мен төртбұрыштар

АркГПИ, г.Аркалык,.

85 бет

5,4 б.т

7

Сабитбекова Г.

Кері тригонометриялық функциялар

АркГПИ, г.Аркалык,.,

86 бет

5,4 б.т

8

Қожахмет М.С.

Жаңартылған білім  бағдарламасы негізінде физиканы оқыту

АркГПИ, г.Аркалык,

86 бет

5,4 б.т

2019-20120 учебный год

1

Ахметов А.Қ., Үмбетов Ә.Ү

Физика курсы екінші том молекулалық физика

АркГПИ, г.Аркалык,2019 г

344.бет

21,5 б.т 

2

А.U.Umbetov

Development and research of optical pulse shaping devices

АркГПИ,, г.Аркалык,2019 ж.

67 бет

4,2 б.т

3

А.U.Umbetov

Crystal-optical systems and laser measuring devices

АркГПИ, г.Аркалык,2019 ж.

123 бет

7,7 б.т

4

Умбетов А.У

Электр және магнетизм кітап

АркГПИ, г.Аркалык,2019 ж.

500

31,25 б.т

5

Сабитбекова Г.

Рационал және иррационал  функцияларды интегралдау

АркГПИ,, г.Аркалык,

68 бет

4,25 б.т

6

Тулегенова А.Қ.

Математиканы оқытуда бағалаудың өлшемдік технологиясы

АркГПИ, г.Аркалык,2019 ж.

70 бет

4,37 б.т

7

Абдрахманова М.Т

Оригамиді геометрияда қолдану

АркГПИ, г.Аркалык,

60 бет

3,75 б.т

8

Узакова Б.З

Мектеп математика курсындағы симметриялы көпмүшелерді шешу жолдары

АркГПИ, г.Аркалык,

70 бет

4,38 б.т

9

Жумабаева С. Б.

Астрономияны оқытуда сандық ресурстарды қолдану

АркГПИ, г.Аркалык,2019 ж.

2019

10

Қожахмет М.С

Физика сабағын Kahoot технологиясы негізінде оқыту

АркГПИ, г.Аркалык,2019 ж.

2019

11

А.А.Аубакирова

Ауызша сабақ картасын физикада қолдану. Оқу-әдістемелік  нұсқау.

АркГПИ, г.Аркалык,2019ж. (ISBN 978-601-7892-79-1).

59 бет.

3,69 б.т.

  1. Разработка и внедрение специальных элективных дисциплин по стратегическим направлениям на специальности

Кафедрой проводится ежегодная работа по обновлению учебных планов специальностей, с учетом потребностей работодателей и на основании писем с МОН РК. В частности, специальность математики - 3 курса (6 семестр), организация самостоятельной работы по преподаванию математики в 12-летней системе образования, специальность физики - 3 курса (6 семестр), организация самостоятельной работы по преподаванию физики в 12-летней системе образования.

А так же были внесены следующие изменения в учебные программы специальностей, основанные на предложениях школ для удовлетворения требований работодателя:

С 2016-2017 учебного года во всех школах вводится междисциплинарный курс «Робототехника», интегрирующий основы математики, информатики, технологии, инженерии, способствующий развитию у детей технического мышления и функциональной грамотности. Связи с этим с целью развития профессиональной компетентности студентов на основании решения Ученого совета (протокол №1 31.08.2017 г.) в ОП «Физика», «Математика» (прием 2014 года) внесена элективная дисциплина «Основы робототехники», обеспеченная наборами: Lego Education Базовый набор LEGO MINDSTORMS, Lego Education Ресурсный набор LEGO MINDSTORMS, Робот Ubtech Alpha Pro, Роботоконструктор mBot Ranger от MakeBlock, 3D принтер InterPrint i3 (1,75 мм 0,4 мм). В настоящее время в общеобразовательных школах региона проводятся факультативные занятия по робототехнике, в связи с этим по запросу работодателя элективная дисциплина «Основы робототехники», 3 кредита, была включена в ОП Математика и физика (прием 2017 года).

В 2018-2019 учебном году в Аркалыке № 6 Учитель физики школы имени А. Кунанбаева Ишанова Н.К. В процессе подготовки учителей физики действующий школьный учитель физики Каирова Ж.Е. Учитывая особенности «STEM-образования» в подготовке учителей физики и математики, STEM-образование с помощью робототехники является важной и актуальной проблемой на всех уровнях системы образования, связанной с бурным развитием цифровых технологий и стремительным развитием цифровизации всех сфер человеческой деятельности. Он отметил, что подготовка специалистов начинается в школе и предмет «STEM-образование» эффективен. Включен в образовательную программу (прием 2018 г.) по специальностям, подготовленным физико-математическим факультетом.

В 2020-2021 учебном году учитель математики общеобразовательной школы-гимназии №6 Нурлыбекова Л.И., учитель физики СОШ №1 им. Ш. Валиханова С.К. Кенжегалиева, учитель информатики Глава Ассоциации естествознания Карашинов К посоветовал учителям-предметникам изменить содержание предмета «Основы научно-технической деятельности студентов». Умение работать с исследовательскими рукописями, научными статьями. Написание исследовательских работ. Основные возможности академического письма: наблюдение за физическими явлениями, обработка результатов измерений, схем, графиков, обучение созданию научных статей, рефератов, рецензий, рефератов, формирование навыков публичного обсуждения научных работ.

Также внедрение методик обучения математике и физике в контексте инклюзивного образования, организация их социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения в контексте включения людей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс, комплексное обучение детей с ограниченными возможностями и методическое и педагогическое развитие инклюзивного образования. следует рассматривать.

5B010900-Математика, 5B011000-Физика, 5B012600-Математика и физика, 5B012800-Физика и информатика, 6B01501-Математика, 6B01502-Физика, 6B01507-Математика и физика, 6B01509-Физика, «Методика преподавания математики и физики в инклюзивном образовании», изменения содержания и структуры дисциплин (принятие 2020 г.).

Название дисциплины

Год приема

Предложение с место учебы

1

Изменено содержание дисциплины

«Методика преподавания математики и физики в  инклюзивном образовании»

2020-2021

учебный год

Л.И. Нурлыбекова, учитель математики средней школы-гимназии №6, С.К. Кенжегалиева, учитель физики средней школы им. Ш. Валиханова №1, учитель информатики К.С. Карашинов

2

Изменено содержание дисциплины

«Основы научно-технической деятельности школьников»

2020-2021

учебный год

Л.И. Нурлыбекова, учитель математики средней школы-гимназии №6, С.К. Кенжегалиева, учитель физики средней школы им. Ш. Валиханова №1, учитель информатики К.С. Карашинов

  1. Показатели успеваемости и качества обучения студентов специальности: 5В010900 -Математика и 5В011000-Физика

Итоги защиты дипломных работ:

Группа

Кол.студ.

Успеваемость  %

Качество, %

Ср.балл

2017-2018 учебный год

М-41

25

100

100

5

Ф-41

19

100

100

5

2018-2019 учебный год

М-41

34

100

100

4,9

Ф-41

22

100

100

4,9

Дипломная работа на 2019-2020 учебный год не планируется.

Итоги государственных экзаменов:

Группа

Кол.студ.

Успеваемость  %

Качество, %

Ср.балл

2017-2018 учебный год

М-41, М-31(жедел)

25

100

100

3,3

Ф-41

16

100

100

3,52

2018-2019 учебный год

М-41

35

100

100

4,9

Ф-41

22

100

100

4,9

2019-2020 учебный год

М-41

11

100

100

4,5

Ф-41

9

100

100

4

Анализ результатов государственных экзаменов и защиты дипломных работ за 3 года свидетельствует о том, что уровень знания выпускников хорошем качестве.

О качестве успеваемости и знаний студентов образовательной программы можно судить по внешней оценке учебных достижений (ВОУД), проведенных в 2018-2019, 2019-2020 учебных годах. Данные ВОУД отражены в таблице 1, 2.

Таблица 1. Данные ВОУД за 2018-2019 учебный год студентов специальности:
5В010900 -Математика и 5В011000-Физика

Специальность

Кол-во студентов

Язык обучения

Сумма баллов

 
 

5В010900- Математика

36

каз

113

 

5В011000- Физика

19

каз

139

 

5В011000- Физика

1

русс

120

 

Таблица 2. Данные ВОУД за 2019-2020 учебный год студентов специальности:

5В010900 - Математика и 5В011000 – Физика

Специальность

Кол-во студентов

Язык обучения

Сумма баллов

 

 

5В010900- Математика

12

каз

106

 

5В011000- Физика

20

каз

110

 

 

  1. Разработка и принятие комплекса мер через целевые места поступления в магистратуру, докторантуру из числа ППС кафедры

В целях повышения академической и ученой остепененности кафедры, профессорско-преподавательский состав осуществляет подготовку в магистратуре и докторантуре в ведущих вузах РК через целевые образовательные гранты.

Ф.И.О. преподавателя

 

Специальность магистратуры

 

Место обучения

 

Год поступления

 

Год окончания

 

1

Абсадык С. А

Магистратура,

6М010900 математика

Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева

2018

2020

 

  1. Формирование духовности, идей гуманизма, межнационального и межконфессионального согласия в духе казахстанского патриотизма

В сентябре и октябре месяцах В целях пропаганды Послания Президента на 2019-2020 учебный год был проведен доклад на тему: «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» среди всех групп по плану.

20 сентября в рамках программы Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации «Рухани Жаңғыру» был проведен воспитательный час «Рухани жаңғыру «100 жаңа оқулық» кураторы групп. Г.Сабитбекова, Б.С. Садыкова.

4 октября МФ-11,Ф-11 группы, посвященному к дню учителя «Ұстаз аты биік, әрі мәңгілік!» была организована открытая концертная программа.

15 ноября, посвященный Году молодежи «Жастар жылы – біз үшін үлкен мәртебе!» По этой теме был организован круглый стол. Кураторы Узакова Б.З., Кожахмет М.С.

18 октября в проектном офисе «Рухани жаңғыру» АрПИ  им. Алтынсарина состоялся круглый стол «Ұлы дала – Мәңгілік ел тірегі», посвященный обсуждению содержания статьи Первого Президента «Ұлы даланың жеті қыры», с участием директора проектного офиса «Рухани жаңғыру» Р. Аймагамбетулы. Куратор Абдрахманова М. Т

В феврале месяце в целях пропаганды послания президента. Студенты ФИ-21, Ф-21 под руководством ст. преподавателем  А.А. Аубакирова провели открытый воспитательный час на тему «Ұлы даланың жеті қыры». В мероприятии приняли участие преподаватели школы № 1 им.Ш. Уалиханова, а также преподаватель факультета истории и искусства, директор кабинета духовного возрождения института Аймагамбетулы Роман.

В феврале месяце в целях пропаганды послания президента кураторы групп поделились со студентами своими докладами на тему: «Конструктивный общественный диалог-основа стабильности и процветания Казахстана».

25 февраля под руководством куратора группы М-31 Г.Сабитбековой прошел открытый образовательный час, посвященный 25-летию Конституции «Конституция - залог совершенства».

27 февраля под руководством куратора группы Ф-31 Садыковой Б.С. прошел открытый образовательный час «Қазақстан-достық мекені», посвященный Международному дню солидарности.

1 мая в онлайн-режиме прошел воспитательный час «Ынтымағы жарасқан, туған өлкем-Қазақстан», посвященный Международному дню солидарности с организацией группы ФИ - 21 Ф-21.

4 мая в онлайн-конкурсе патриотической песни, посвященной 75-летию Великой Победы, приняли участие студенты группы МФ-21 Асылбек Айна и студент группы Ф-31 Ташибаев С.

4 мая группа МФ-21  под руководством куратора Абдрахмановой М. Т. в онлайн-режиме прошел конкурс «Ер ерлігін – ел қолдайды!», посвященный Дню Победы, был проведен воспитательный час, где студенты провели конкурс песен, посвященный Дню Победы через видеоролик.

  1. Материально-техническая база

Лабораторная работа важна для подготовки специалистов по физике. Оборудование, необходимое для лаборатории в течение последнего учебного года, выглядит следующим образом:

Оборудование

1

 

 

Лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по физике

Ноутбук-2 шт

Микроскоп-2 шт.

Отдел механики

Отдел термодинамики и молекулярной физики

Отделение электродинамики

Оптика источники энергии квантовых явлений Средства измерений Цифровые лаборатории Электронные компоненты Часть первая учебно-исследовательские и проектные работы Вторая часть базовый и углубленный уровень

  1. Прохождение национальной и международной аккредитации образовательной программы специальности

В 2015 году образовательная программа специальности 5В010900 – Математика и 5В011000- Физика прошли специализированную аккредитацию. Аккредитацию проводило НКАОКО (Независимое казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании). Аккредитация образовательной программы проводилась по 7 стандартам. Согласно заключению, образовательная программа соответствует по всем 7 стандартам .На основании проведенного анализа отчета по самооценке, отчета по предварительному аудиту, отчета по внешнему визиту Независимое казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании рекомендовало аккредитовать образовательные программы 5В010900 – Математика и 5В011000- Физика.

Согласно заключению по специализированной аккредитации специальностей 5В010900 – Математика и 5В011000- Физика имеются ряд рекомендаций, по которым приняты следующие меры:

ОП Математика

Стандарт 1. Цели образовательной программы
Рекомендации:

Привлечение работодателей, как основных потребителей образовательной программы к формированию цели образовательной программы и каталога элективных дисциплин с определением профессиональных компетенций выпускников.
Корректирующие действия:

В целях образовательной программы отражена специфика специальности, достигнутая за счет включения в программу блока элективных дисциплин. Образовательные учреждения региона принимают участие в обсуждении содержания ОП. На основе консультаций и опросов работодателей, различных мероприятий региональных управлений образования, заявок работодателей, бесед с бывшими выпускниками проводится всесторонний анализ и определяются современные проблемы требований к квалификации учителей. После этого с целью решения данных проблем на кафедре составляется список элективных курсов и раздаётся работодателям. Элективные курсы, выбранные работодателями, вносятся в учебные планы

Стандарт 3.

Замечании:

Привлечение студентов к участию в различных конкурсах на республиканском и международном уровне .

Корректирующие действия:

Студенты 4 и 3 курсов специальности математика участвовали в республиканской предметной олимпиаде, который прошел 06-07 апреля 2016 года в Международном Казахско-Турецком университете имени Кожа Ахмета Ясауи города Туркестан.

Стандарт 5. Профессорско-преподавательский состав.

Недостаточная доля остепененных преподавателей, в связи с этим преподавателям - магистрам следует проявить активность в работе по публикации своих научных работ в изданиях с ненулевым импакт-фактором. Необходимо повысить активность в выполнения научно - исследовательских работ в рамках финансируемых МОН РК грантовых проектах.

Корректирующие действия:

В 2015-16 учебном году число ППС специальности математика пополнила магистр Каримова Д.М., которая обучилась в Евразийском Национальном университете по целевому гранту.

ОП Физика

Стандарт 1.

Рекомендации:

Актуализировать цель образовательной программы путем использования международных, национальных, региональных интересов и потребностей в специалистах соответсвующей отрасли, определив роль образовательной программы в компетентносной подготовке специалистов.

Корректирующие действия:

Цель образовательной программы – подготовка бакалавра по специальности 5В011000-Физика, для удовлетворения потребностей региона, которая строится на национальной модели образования, ориентированной на результат и предполагающей подготовку специалиста новой формации, владеющего поликультурностью, коммуникативностью, способного творчески и высокопрофессионально решать на современном научно-практическом уровне социально значимые задачи в педагогической сфере деятельности.

Стандарт 2

Для совершенствования образовательной программы следует разработать план ее развития использовав комплексную системную оценку для совершенствования и корректировки образовательной программы.

Корректирующие действия:

№1 протокол заседании кафедры математики и физики на 2014-2015 уч. год.

Замечании:

Привлечение студентов к участию в различных конкурсах на республиканском и международном уровне.

Корректирующие действия:

2015-2016 учебном году студент 3 курса специальности физика Мукиат С. участвовала на республиканском студенческом научном конкурсе.

14 апреля 2017 года Чимбергенова Роза студентка 3- курса под руководством старшего преподавателя, магистра Садыкова Б.С предоставила свою научную работу на тему «Ұшақ экипажындағы адамдарға әсер ететін радиациялық доза мөлшерін анықтау және эпидемиологиялық зерттеулердің негіздері» на организованном фондом Первого Президента Республики Казахстан. Стала обладательницей 1-го почетного места, дипломом от управляющего директора Фондом Президента Республики Казахстан С.Тохтарова и благодарственным письмом от председателя научного Совета Молодежи М.Томанова, также медалью «Үздік ғылыми жоба-2017».

Стандарт 4

Анализ практики привлечения работодателей к разработке образовательной программы специальности 5В011000 - Физика показывает, что в ней недостаточно отражено участие работодателей в выборе тем выпускных дипломных работ, консультативной помощи в работе над их содержанием.

Корректирующие действия:

2016-2017 учебном году консультантами дипломных работ 4-го курса специальности 5В011000 Физика стали учителя городских школ.

Стандарт 5

Недостаточная доля остепененных преподавателей

Корректирующие действия:

В 2015-16 учебном году число ППС пополнили Абильдаев Г. М. и Успанова В. Ж. магистры Евразийского Национального университета им.Л. Н. Гумилева и КазНПУ им. Абая обучавшися по целевому гранту. С 2014 года преподователями специальности физика были выпушены 17 научные статьи Вестниках Вузов входящих ВАК.

Стандарт 6. Обеспечить доступ к международным базам данных, а также учебной, методической и научной литературы на английском языке с учетом наличия образовательных программ на английском языке. Дополнить библиотечный фонд литературой последних лет выпуска, литературой на английском языке.

Корректирующие действия:

Договор №89 от 23 мая 2016 года. г. Алматы. Были приобретены 28 учебных литературы по преподаванию физики на английском языке. Координатор предоставляет в режиме on-line на безвозмездной основе доступ к электронным информационным ресурсам Web of Science компании Thomson Reuters.

 

Адрес: 110300, г. Аркалык, ул. Ауельбекова, 17
Тел: 8-71430-7-24-88
Факс: 8-71430-7-01-87
Приемная комиссия:
8-71430-7-11-57
Call center: +77143049502