Образовательные программы

Квалификационная характеристика бакалавра образования по специальности 5В010800 – Физическая культура и спорт

Сфера профессиональной деятельности бакалавра по ФКиС: 

- физическая культура, физическое воспитание;
- медицинская сфера (оздоровление населения средствами ФК и С, ЛФК);
- спорт (массовые виды спорта, спортивная подготовка, повышение спортивного мастерства).
Объекты профессиональной деятельности:
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- государственные, общественные, частные образовательные организации, (дошкольные, школьные, средние профессиональные учебные заведения, колледжи, гимназии, училища), детские спортивные школы и клубы;
- фирмы, государственные организации, органы управления физической культурой и спортивной деятельностью;
- научно-исследовательские организации физкультурного, спортивного профиля, медико-биологические, разрабатывающие проблемы физического и психического здоровья.
Предметы профессиональной деятельности:
- учебно-воспитательный процесс по ФК и С, физическое здоровье учащихся и лиц разного возраста, занимающихся физической культурой;
- тренировочный процесс, формирующий интеллектуальную, функциональную, спортивную (физическую, техническую, тактическую, психологическую) подготовленности спортсменов;
- организация педагогической, учебно- воспитательной, научно-методической, научно-исследовательской, организационно-управленческой деятельностей в системе школьного образования по физической культуре и спорту, рекреации и реабилитации;
- инновационные технологии, научно- методический контроль за эффективностью, адекватностью воздействия на организм, применяемых средств, методов физического воспитания, спортивной тренировки, реабилитации у лиц различного возраста, занимающихся физической культурой и спортом;
- формирование двигательного фонда, умений, навыков и знаний о физической культуре у всех контингентов населения, с целью поддержания оптимальной физической работоспособности средствами и методами физической культуры, факторами внешней среды;
- развитие и совершенствование физических качеств, технико-тактического мастерства;
- воспитание моральных, волевых качеств, психологической устойчивости;
- организация спортивных мероприятий и массовых, праздничных спортивных выступлений.
Виды профессиональной деятельности:
Бакалавры по специальности – Физическая культура и спорт могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- образовательная (педагогическая) деятельность;
- организационно-управленческая деятельность;
- организационно-технологическая деятельность;
- тренерская (спортивная) деятельность;
- учебно-воспитательная деятельность;
Функции профессиональной деятельности:
Основные функции, бакалавра по специальности «Физическая культура и спорт», связаны с проведением:
- в качестве преподавателя по физической культуре и физическому воспитанию: воспитательной, образовательной, спортивно- оздоровительной работы;
- в качестве тренера по виду спорта – с организацией и проведением работы в группах по видам спорта в дошкольных и школьных учебных заведениях, спортивных школах; обеспечением тренировочного процесса научно обоснованными средствами и методами тренировки и реабилитации; эффективным управлением функциональной, спортивной подготовленностью и результатами выступлений спортсменов разного уровня и квалификации;
- организационная функция характеризуется проведением и судейством соревнований, проведение по физической культуре и спорту спортивных праздников в учебных заведениях и других организациях, клубах.
Типовые задачи профессиональной деятельности:
- проведение просветительной работы, повышение знаний в области физической культуры личности и здорового образа жизни;
- всесторонняя гуманизация, оптимизация и гармонизация физического развития, духовного богатства, моральной чистоты, внедрение идеалов олимпийского образования, воспитание любви и преданности Родине граждан Республики Казахстан;
- достижение высокого спортивного результата;
- планирование, организация целенаправленного, научно-обоснованного управления процессом подготовки спортсменов и спортивными результатами без срывов механизмов адаптации организма; - многолетнее сохранение и укрепление здоровья, пропаганда здорового образа жизни, приобщение населения к занятиям физической культурой и спортом, развитие двигательных навыков, необходимых в труде и повседневной жизни. Направления профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта: педагогическая (образовательная ); тренерская (спортивная); -организационно-управленческая;
Содержание профессиональной деятельности:
- педагогическая, спортивно-оздоровительная, воспитательная, тренерская, организационная, научно-методическая; спортивно-судейская.
- в качестве преподавателя - тренера по ФК и С:
- педагогическая образовательная деятельность направлена на формирование мировоззренческой системы научно-практических знаний по физической культуре личности (мотивационно-ценностного и здоровье сберегающего отношения );
-педагогическая - воспитательная направленность деятельности – воспитание личности по проявлению самостоятельности, преодолению трудностей, воспитанию воли, формированию ценностных ориентаций соблюдения спортивной этики и др.
- педагогическая спортивно – оздоровительная деятельность связна:
- с планированием и организацией учебного и учебно-тренировочного процесса по физическому воспитанию и видам спорта, контролем за его эффективностью по уровню подготовленности, организации психологической подготовки спортсменов и команд, проведению психодиагностики свойств личности, ситуационное управление подготовкой; с разработкой спортивно-нормативных документов, с использованием общепринятых, научно-методической разработкой и внедрением инновационных методик и технологий в учебно-тренировочный процесс по физическому воспитанию, спортивной тренировке, с целью совершенствования физического здоровья, физической подготовленности, спортивных достижений всех слоев населения и спортсменов высокой квалификации;
- психолого-педагогическая деятельность направлена и др;
- спортивно – судейская деятельность –организация и проведение соревнований по видам спорта;
Требования к уровню образованности бакалавра образования по специальности 5В010800 «Физическая культура и спорт»
Бакалавр по физической культуре и спорту должен иметь представление:
- о всеобщих законах природы, общества, познания, исторической обусловленности, нравственных требований и норм, осмысления и восприятия искусства и художественного творчества, как общественного исторического явления и возможности его использования для процессов гуманизации спорта;
-о научных, философских, религиозных основах мироздания, назначении и смысле жизни человека, заботе о своем здоровье и общества в целом, о роли физической культуры и спорта в жизни и культуре общества, как средства физического воспитания, укрепления здоровья, и как фактор духовных, нравственных устоев личности человека;
- о воспитательном и образовательном значении физической культуры и спорта в области нравственности, привития любви к Родине и уважения ко всем народам, роли спорта во взаимоотношениях с другими государствами;
- о целях, задачах, принципах, средствах, методах и формах воспитательной работы, на уроке по физическому воспитанию, в учебно-тренировочном и соревновательном процессе;
знать:
- компьютерные методы сбора, хранения, обработки информации и использовать эти умения в своей профессиональной деятельности;
- лексический минимум одного из иностранных языков и уметь вести диалог, беседу общего и профессионального характера, осуществлять переводы иностранной литературы в области физической культуры и спорта;
- общие и специфические функции физической культуры, разновидности и структуру физической культуры в обществе, целенаправленность основных сторон процесса физического воспитания;
- роль физической культуры в системе воспитания детей дошкольного, школьного возраста, молодежи, людей среднего, пожилого и старческого возраста;
- историю развития спорта, его сущность, функции, формы, условия функционирования в обществе, тенденции развития, основы системы спортивной подготовки и соревнований, структуру спортивной тренировки, основные стадии и этапы многолетней подготовки спортсменов;
- логику развертывания теоретического исследования, общенаучные и интегративные подходы к научным исследованиям по физической культуре и спорту;
- медико-биологические и психолого-педагогические особенности занятий физической культурой, массовыми и базовыми видами спорта, культивируемыми в школах;
- системы, функции, теоретические, экономические, правовые и организационные основы управления физической культурой и спортом, школы научного управления физической культурой и спортом, и ее современные модели;
- принципы построения, теоретические основы, нормы расчета планирования и размещения спортивных комплексов для различных видов спорта и физкультурных сооружений;
- правовые основы, особенности развития современного профессионального спорта;
- этнопедагогику и этнопсихологию, народно-национальные игры, спорт физические упражнения казахского и других народов;
уметь:
- методически обоснованно планировать, контролировать и управлять: процессом физического воспитания, уровнем спортивной подготовки (физической, технической, тактической, психической и функциональной), здоровьем лиц различного возраста и пола, спортивной квалификации в разных условиях внешней среды;
- добиваться высоких спортивных результатов, оптимальной физической работоспособности и совершенствования резервных возможностей организма без вреда для здоровья и срывов механизмов адаптации организма;
- осуществлять организационно - массовую работу в различных звеньях физкультурного движения; планировать развитие физической культурой и спортом; руководить развитием науки и программно-методическим обеспечением по физической культуре и спорту;
- пропагандировать здоровый образ жизни и занятий физической культурой и спортом;
- научно организовывать менеджмент и маркетинг на разных уровнях управления физической культурой и спортом;
- проводить педагогические исследования, количественно и качественно оценивать показатели комплексного контроля, осуществлять анализ результатов измерений с использованием математико-статистических, педагогических, психологических и медико-биологических методов исследования;
иметь навыки:
- по планированию, контролю и управлению процессом физического воспитания, спортивной подготовкой (физической, технической, тактической, психической и функциональной), здоровьем у лиц различного возраста и пола, спортивной квалификации в разных условиях внешней среды;
- по анализу, обучению, показу (демонстрации) техники движений физических упражнений, спортивных тактических действий;
- по применению медико-биологических, психолого-педагогических, статистических методов исследования;
- по использованию средств, методов обучения и тренировки с учетом различного возраста, пола, спортивной квалификации;
- по анализу адекватности физических нагрузок физиологическим возможностям организма в зависимости от возраста, пола, уровня спортивной квалификации;
- по спортивному отбору, методикам прогнозирования, моделирования, мониторингу;
быть компетентным в вопросах:
- в важнейших задачах стоящих перед физической культурой в области воспитания, образования, оздоровления, организации физического воспитания с лицами различного возраста, пола;
- в инновационных технологиях по физической культуре и спорту по обучению, воспитанию, оздоровлению, спортивной тренировке;
- в особенностях воздействия средств и методов, физического воспитания функциональные и физические возможности, адаптационные свойства организма;
- в вопросах управления воспитательным, оздоровительным процессами учащихся и лиц различного возраста по физической культуре личности;
- в вопросах оптимизации физической и спортивной подготовки, рационального использования природных условий внешней среды, средств педагогического и медико-биологического контроля;
- в особенностях организации, планирования, контроля, управления тренировочным процессом, уровнем спортивной подготовки (физической, функциональной технической, тактической, психической ), здоровьем лиц различного возраста и пола, спортивной квалификации в разных условиях внешней среды;
- в средствах и методах совершенствования резервных возможностей организма, оптимизации физической работоспособности, направленных на достижение высоких спортивных результатов, без срывов механизмов адаптации организма;
- в осуществлении организационно - массовой работы в различных звеньях физкультурного движения, в программно-методическом обеспечении по физической культуре и спорту, в планировании и развитии физической культуры и спорта;
- в пропаганде здорового образа жизни и занятий физической культурой и спортом;
- в организации менеджмента и маркетинга на разных уровнях управления физической культурой и спортом.


 Квалификационная характеристика бакалавра образования по специальности

5В010800 – Физическая культура и спорт

Сфера профессиональной деятельности бакалавра по ФКиС:
-физическая культура, физическое воспитание;
- медицинская сфера (оздоровление населения средствами ФК и С, ЛФК);
- спорт (массовые виды спорта, спортивная подготовка, повышение спортивного мастерства).
Объекты профессиональной деятельности:
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- государственные, общественные, частные образовательные организации, (дошкольные, школьные, средние профессиональные учебные заведения, колледжи, гимназии, училища), детские спортивные школы и клубы;
- фирмы, государственные организации, органы управления физической культурой и спортивной деятельностью;
- научно-исследовательские организации физкультурного, спортивного профиля, медико-биологические, разрабатывающие проблемы физического и психического здоровья.
Предметы профессиональной деятельности:
- учебно-воспитательный процесс по ФК и С, физическое здоровье учащихся и лиц разного возраста, занимающихся физической культурой;
- тренировочный процесс, формирующий интеллектуальную, функциональную, спортивную (физическую, техническую, тактическую, психологическую) подготовленности спортсменов;
- организация педагогической, учебно- воспитательной, научно-методической, научно-исследовательской, организационно-управленческой деятельностей в системе школьного образования по физической культуре и спорту, рекреации и реабилитации;
- инновационные технологии, научно- методический контроль за эффективностью, адекватностью воздействия на организм, применяемых средств, методов физического воспитания, спортивной тренировки, реабилитации у лиц различного возраста, занимающихся физической культурой и спортом;
- формирование двигательного фонда, умений, навыков и знаний о физической культуре у всех контингентов населения, с целью поддержания оптимальной физической работоспособности средствами и методами физической культуры, факторами внешней среды;
- развитие и совершенствование физических качеств, технико-тактического мастерства;
- воспитание моральных, волевых качеств, психологической устойчивости;
- организация спортивных мероприятий и массовых, праздничных спортивных выступлений.
Виды профессиональной деятельности:
Бакалавры по специальности – Физическая культура и спорт могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- образовательная (педагогическая) деятельность;
- организационно-управленческая деятельность;
- организационно-технологическая деятельность;
- тренерская (спортивная) деятельность;
- учебно-воспитательная деятельность;
Функции профессиональной деятельности:
Основные функции, бакалавра по специальности «Физическая культура и спорт», связаны с проведением:
- в качестве преподавателя по физической культуре и физическому воспитанию: воспитательной, образовательной, спортивно- оздоровительной работы;
- в качестве тренера по виду спорта – с организацией и проведением работы в группах по видам спорта в дошкольных и школьных учебных заведениях, спортивных школах; обеспечением тренировочного процесса научно обоснованными средствами и методами тренировки и реабилитации; эффективным управлением функциональной, спортивной подготовленностью и результатами выступлений спортсменов разного уровня и квалификации;
- организационная функция характеризуется проведением и судейством соревнований, проведение по физической культуре и спорту спортивных праздников в учебных заведениях и других организациях, клубах.
Типовые задачи профессиональной деятельности:
- проведение просветительной работы, повышение знаний в области физической культуры личности и здорового образа жизни;
- всесторонняя гуманизация, оптимизация и гармонизация физического развития, духовного богатства, моральной чистоты, внедрение идеалов олимпийского образования, воспитание любви и преданности Родине граждан Республики Казахстан;
- достижение высокого спортивного результата;
- планирование, организация целенаправленного, научно-обоснованного управления процессом подготовки спортсменов и спортивными результатами без срывов механизмов адаптации организма; - многолетнее сохранение и укрепление здоровья, пропаганда здорового образа жизни, приобщение населения к занятиям физической культурой и спортом, развитие двигательных навыков, необходимых в труде и повседневной жизни. Направления профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта: педагогическая (образовательная ); тренерская (спортивная); -организационно-управленческая;
Содержание профессиональной деятельности:
- педагогическая, спортивно-оздоровительная, воспитательная, тренерская, организационная, научно-методическая; спортивно-судейская.
- в качестве преподавателя - тренера по ФК и С:
- педагогическая образовательная деятельность направлена на формирование мировоззренческой системы научно-практических знаний по физической культуре личности (мотивационно-ценностного и здоровье сберегающего отношения );
-педагогическая - воспитательная направленность деятельности – воспитание личности по проявлению самостоятельности, преодолению трудностей, воспитанию воли, формированию ценностных ориентаций соблюдения спортивной этики и др.
- педагогическая спортивно – оздоровительная деятельность связна:
- с планированием и организацией учебного и учебно-тренировочного процесса по физическому воспитанию и видам спорта, контролем за его эффективностью по уровню подготовленности, организации психологической подготовки спортсменов и команд, проведению психодиагностики свойств личности, ситуационное управление подготовкой; с разработкой спортивно-нормативных документов, с использованием общепринятых, научно-методической разработкой и внедрением инновационных методик и технологий в учебно-тренировочный процесс по физическому воспитанию, спортивной тренировке, с целью совершенствования физического здоровья, физической подготовленности, спортивных достижений всех слоев населения и спортсменов высокой квалификации;
- психолого-педагогическая деятельность направлена и др;
- спортивно – судейская деятельность –организация и проведение соревнований по видам спорта;

Требования к уровню образованности бакалавра образования по специальности

5В010800 «Физическая культура и спорт»

Бакалавр по физической культуре и спорту должен иметь представление:
- о всеобщих законах природы, общества, познания, исторической обусловленности, нравственных требований и норм, осмысления и восприятия искусства и художественного творчества, как общественного исторического явления и возможности его использования для процессов гуманизации спорта;
-о научных, философских, религиозных основах мироздания, назначении и смысле жизни человека, заботе о своем здоровье и общества в целом, о роли физической культуры и спорта в жизни и культуре общества, как средства физического воспитания, укрепления здоровья, и как фактор духовных, нравственных устоев личности человека;
- о воспитательном и образовательном значении физической культуры и спорта в области нравственности, привития любви к Родине и уважения ко всем народам, роли спорта во взаимоотношениях с другими государствами;
- о целях, задачах, принципах, средствах, методах и формах воспитательной работы, на уроке по физическому воспитанию, в учебно-тренировочном и соревновательном процессе;
знать:
- компьютерные методы сбора, хранения, обработки информации и использовать эти умения в своей профессиональной деятельности;
- лексический минимум одного из иностранных языков и уметь вести диалог, беседу общего и профессионального характера, осуществлять переводы иностранной литературы в области физической культуры и спорта;
- общие и специфические функции физической культуры, разновидности и структуру физической культуры в обществе, целенаправленность основных сторон процесса физического воспитания;
- роль физической культуры в системе воспитания детей дошкольного, школьного возраста, молодежи, людей среднего, пожилого и старческого возраста;
- историю развития спорта, его сущность, функции, формы, условия функционирования в обществе, тенденции развития, основы системы спортивной подготовки и соревнований, структуру спортивной тренировки, основные стадии и этапы многолетней подготовки спортсменов;
- логику развертывания теоретического исследования, общенаучные и интегративные подходы к научным исследованиям по физической культуре и спорту;
- медико-биологические и психолого-педагогические особенности занятий физической культурой, массовыми и базовыми видами спорта, культивируемыми в школах;
- системы, функции, теоретические, экономические, правовые и организационные основы управления физической культурой и спортом, школы научного управления физической культурой и спортом, и ее современные модели;
- принципы построения, теоретические основы, нормы расчета планирования и размещения спортивных комплексов для различных видов спорта и физкультурных сооружений;
- правовые основы, особенности развития современного профессионального спорта;
- этнопедагогику и этнопсихологию, народно-национальные игры, спорт физические упражнения казахского и других народов;
уметь:
- методически обоснованно планировать, контролировать и управлять: процессом физического воспитания, уровнем спортивной подготовки (физической, технической, тактической, психической и функциональной), здоровьем лиц различного возраста и пола, спортивной квалификации в разных условиях внешней среды;
- добиваться высоких спортивных результатов, оптимальной физической работоспособности и совершенствования резервных возможностей организма без вреда для здоровья и срывов механизмов адаптации организма;
- осуществлять организационно - массовую работу в различных звеньях физкультурного движения; планировать развитие физической культурой и спортом; руководить развитием науки и программно-методическим обеспечением по физической культуре и спорту;
- пропагандировать здоровый образ жизни и занятий физической культурой и спортом;
- научно организовывать менеджмент и маркетинг на разных уровнях управления физической культурой и спортом;
- проводить педагогические исследования, количественно и качественно оценивать показатели комплексного контроля, осуществлять анализ результатов измерений с использованием математико-статистических, педагогических, психологических и медико-биологических методов исследования;
иметь навыки:
- по планированию, контролю и управлению процессом физического воспитания, спортивной подготовкой (физической, технической, тактической, психической и функциональной), здоровьем у лиц различного возраста и пола, спортивной квалификации в разных условиях внешней среды;
- по анализу, обучению, показу (демонстрации) техники движений физических упражнений, спортивных тактических действий;
- по применению медико-биологических, психолого-педагогических, статистических методов исследования;
- по использованию средств, методов обучения и тренировки с учетом различного возраста, пола, спортивной квалификации;
- по анализу адекватности физических нагрузок физиологическим возможностям организма в зависимости от возраста, пола, уровня спортивной квалификации;
- по спортивному отбору, методикам прогнозирования, моделирования, мониторингу;
быть компетентным в вопросах:
- в важнейших задачах стоящих перед физической культурой в области воспитания, образования, оздоровления, организации физического воспитания с лицами различного возраста, пола;
- в инновационных технологиях по физической культуре и спорту по обучению, воспитанию, оздоровлению, спортивной тренировке;
- в особенностях воздействия средств и методов, физического воспитания функциональные и физические возможности, адаптационные свойства организма;
- в вопросах управления воспитательным, оздоровительным процессами учащихся и лиц различного возраста по физической культуре личности;
- в вопросах оптимизации физической и спортивной подготовки, рационального использования природных условий внешней среды, средств педагогического и медико-биологического контроля;
- в особенностях организации, планирования, контроля, управления тренировочным процессом, уровнем спортивной подготовки (физической, функциональной технической, тактической, психической ), здоровьем лиц различного возраста и пола, спортивной квалификации в разных условиях внешней среды;
- в средствах и методах совершенствования резервных возможностей организма, оптимизации физической работоспособности, направленных на достижение высоких спортивных результатов, без срывов механизмов адаптации организма;
- в осуществлении организационно - массовой работы в различных звеньях физкультурного движения, в программно-методическом обеспечении по физической культуре и спорту, в планировании и развитии физической культуры и спорта;
- в пропаганде здорового образа жизни и занятий физической культурой и спортом;
- в организации менеджмента и маркетинга на разных уровнях управления физической культурой и спортом.

 

Адрес: 110300, г. Аркалык, ул. Ауельбекова, 17
Тел: 8-71430-7-24-88
Факс: 8-71430-7-01-87
Приемная комиссия:
8-71430-7-11-57
Call center: +77143049502