Образовательные программы

Образовательная программа специальности 5В010300 – Педагогика и психология преследует следующую иерархию целей:

- цели и задачи обучения общеобразовательных дисциплин является: обеспечение условий для приобретения высокого общего интеллектуального уровня развития,
 подготовка специалиста новой формации, обладающего широкими
фундаментальными знаниями, и инициативного,адаптированного к меняющимся требованиям рынка труда и технологий, умеющего работать в команде.
-цели и задачи обучения базовых дисциплин:
 обеспечение условий для качественного овладения профессиональными навыками в области педагогики и психологии, формирование фундаментальной теоретической подготовки будущих бакалавров для перехода на вторую ступень высшего профессионального образования.
- цели и задачи обучения профилирующих дисциплин:
 формирование конкурентноспособности выпускников на рынке рабочей силы для максимального роста,
 выбора индивидуальных программ в области образования и формирование профессиональной компетентности

Образовательная программа специальности «5В010300 – Педагогика и психология» состоит из ряда государственных и вузовских документов, объединенных в учебно-методические комплексы специальностей и дисциплин. В УМКС входят организационные и методические документы по специальности, в УМКД – учебно-методические документы, определяющие планирование, организацию и проведение учебного процесса по дисциплине.
При реализации образовательных программ применяется кредитно-модульная система организации образовательного процесса, основанная на модульном принципе представления содержания ОП и построения учебных планов, использовании системы зачетных единиц (кредитов) и соответствующих образовательных технологий.
В содержании ОП входит:
а) полный перечень дисциплин (общеобразовательные, базовые, профильные). РУП и МУП специальности «5В010300 – Педагогика и психология» включают следующие учебные дисциплины, которые распределены по компонентам:
Общеобразовательные дисциплины (28 кредита, 1260 часов):
Обязательный компонент (21 кредит, 945 часов)
1. Современная история Казахстана
2. Философия
3. Иностранный язык
4. Казахский (русский) язык
5. Информационно-коммуникационные технологии
Компонент по выбору (7 кредитов, 315 часов)
1. Экологическая безопасность
2. Основы социологии и политологии
3. Основы права и экономики

Базовые дисциплины (69 кредитов, 3105 часов):
Обязательный компонент (20 кредитов, 900 часов)
1. Профессиональный казахский (русский) язык
2. Профессионально-ориентированный иностранный язык
3. Педагогика
4. Психология
5. Менеджмент в образовании
6. Технологии критериального оценивания
7. Инклюзивное образование
8. Теория и методика воспитательной работы
9. Физиология развития школьников

Компонент по выбору (49 кредитов, 2205 часов)
1. Религиоведение
2. Медиапедагогика
3. Самопознание
4. Ибраеведение
5. Казак ели
6. Новые технологии в образовании
7. Возрастная психология
8. Практикум по общей психологии
9. Гендерная психология
10. Plan-program of course “Personality and her psychological development”
11. Социальная педагогика
12. Дифференциальная психология
13. Социальная психология
14. Социально-психологический тренинг в работе психолога
15. Семейная психология
16. История развития педагогики и психологии
17. Организация работы школьного психолога

Назначение цикла базовых дисциплин для студентов специальности заключается в фундаментальной теоретической подготовке по основам психолого-педагогических и специально-теоретических наук.

Профилирующие дисциплины (32 кредита, 1440 часов):

Обязательный компонент (5 кредитов, 225 часов)
1. Методика преподавания педагогики
2. Методика преподавания психологии

Компонент по выбору (27 кредитов, 1215 часов)
1. Педагогическое мастерство
2. Работа педагога-психолога в малокомплектной школе
3. Методика научно-педагогического исследования
4. Экспериментальная психология
5. Основы психоконсультирования
6. Арт-терапия
7. Психолого-педагогическая диагностика личности
8. Клиническая психология

Дополнительные курсы: (23 кредитов)
1. Физическая культура -8
2. Практика – 12
3. Итоговая аттестация – 3

Профилирующие дисциплины как теоретические знания являются основой формирования практических навыков и умений их будущей профессиональной деятельности.

Образовательная программа специальности способствует выработке компетенций, в соответствии с ориентацией на потребителя образовательных услуг через вовлечение студента-выпускника в процессы управления, мотивирует их инициативность, самореализацию, самовыражение, самоактуализацию:

Общекультурные компетенции характеризуются тем, что выпускник:

 способен к формированию объективной оценки личностного уровня притязаний, а также владеет навыками повышения уровня интеллектуального развития обучающихся;
 способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
 последовательно и грамотно формулирует и высказывает свои мысли на родном языке, владеет навыками устной и письменной речи на казахском (русском), иностранном языках для работы с научными текстами и публичных выступлений;
 использует основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации; владеет навыками работы с компьютером, в том числе в глобальных компьютерных сетях;
 осознаёт принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания;
 способен к формированию навыков здорового образа жизни в соответствии с требованиями гигиены, охраны труда и правилами защиты от возможных негативных внешних воздействий.

Профессиональные компетенции характеризуются тем, что выпускник:

 способен использовать средства учета общих, специфических (при разных типах нарушений) закономерностей и индивидуальных особенностей психического и психофизиологического развития, знает особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;
 владеет качественными и количественными методами психологических и педагогических исследований;
 способен осуществлять сбор и интерпретацию значимых данных (в рамках профессиональной деятельности) для вынесения суждений, предполагающих учет значимых социальных, научных или этических вопросов;
 владеет способами организации совместной деятельности и межличностных взаимодействий субъектов образовательной среды;
 способен использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе;
 понимает высокую социальную значимость профессии, соблюдает принципы профессиональной этики;
 владеет способами организации профессиональной деятельности в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной структуры общества, а также закономерности и принципы национального воспитания;
 владеет основными методами преподавания педагогики и психологии.

Ключевые компетенции

Требования к общей образованности:
-обладать базовыми знаниями в области естественнонаучных, социально – гуманитарных, экономических дисциплин, способствующих формированию высокообразованной личности с широким кругозором и культурой мышления;
-обладать навыками обращения с современной техникой, уметь использовать информационные технологии в сфере профессиональной деятельности;
-владеть навыками приобретения новых знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования в магистратуре.

Требования к социально – этическим компетенциям:
-знать социальнои – этические ценности, основанные на общественном мнении, традициях, обычаях, общественных нормах и ориентироваться на них в своей профессиональной деятельности;
-соблюдать нормы деловой этики, владеть этическими и правовыми нормами поведения;
-знать традиции и культуру народов Казахстана;
-быть толерантным к традициям, культуре других народов мира;
-знать основы правой системы и законодательства Казахстана;
-знать тенденции социального развития общества;
-уметь адекватно ориентироваться в различных социальных ситуациях
-быть способым работать в команде, корректно отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения;
-уметь находить компромиссы, соотносить свое мнение с мнением коллектива;
-стремиться к профессиональному и личностному росту.
Требования к экономическим и организационно – управленческим компетенциям:
-обладать основами экономических знаний, иметь научные представления о менеджменте, маркетинге, финансах и т.п.;
-знать и понимать цели и методы государственного реглирования экономики, роль государственного сектора в экономике.
Требования к готовности смены социальных, экономических, профессиональных ролей, географической и социальной мобильности в условиях нарастающего динамизма перемен и неопределенностей:
-уметь ориентироваться в современных информационных потоках и адаптироваться к динамично меняющимся явлениям и прцессам в мировой экономике;
-быть гибким и мобильным в различных условиях и ситуациях, связанных с профессиональной деятельностю;
-владеть навыками принятия решений экономического и организационного характера в условях неопределенности и риска.

Специальные компетенции

А –знание и понимание:
А 1- знание основных психолого- педагогических понятий, законов и явлений;
А 2- знание о закономерностях развития личности, процессов обучения и воспитания;
А 3- знание об особенностях различных педагогических систем, а также образовательных программ для разных уровней образования;
А 4- знание теоретических основ и инновационных технологий формирования психоэмоциональной устойчивости личности;
А 5- знание о сохранении психического и психологичекого здоровья субъектов образовательного процесса;
А 6- знание дидактических основ психолого- педагогической деятельности, психологии и педагогики общения а также норм профессионального поведения.

В –применение знаний и пониманий:
В 1 –владение средствами и методами системной организации психолого- педагогической помощи на всех уровнях образовательного процесса;
В2 – самостоятельная разработка программ, методических материалов для психолого- педагогического сопровождения решения задач обучения, воспитания и развития личности;
В 3- применение знаний по психологическому обеспечению образовательных задач, установлению субъект- субъектных отношений;
В 4- способность моделировать и реализовывать педагогический процесс и различные виды дечтельности;
В 5- проведение диагностики развития различных сфер личности обучающих разного возраста;
В 6- реализация инновационных идей, новых технологий в профессиональной деятельности, готовность к самообразовательной, творческой научно- исследовательской деятельности.

С – формирование суждений:
С 1- системное мышление и целостное воспитание педагогической действительности;
С 2- независимость мышления, критические, аналитические, диагностические навыки;
С 3- осознание социальной значимости педагогической профессии, соблюдение принципов профессиональной этики;
С 4- способность к анализу и формированию суждений в области педагогики и психологии.

Д –личностные способности:
Д 1- владение технологиями общения, навыками педагогической риторики, стратегиями коммуникаций;
Д 2- толерантность и способность к педагогическому сотрудничеству;
Д 3- стремление к развитию интеллектуальных, морально- нравственных, культуросообразных, коммуникативных, организационно- управленческих навыков;
Д 4- способность к изучению и применению инновационного педагогического опыта, высокая мотивация к педагогической деятельности, стремление к самообразованию и самореализации;
Д 5- способность к формированию здорового образа жизни, соблюдение охраны труда.


 Квалификационная характеристика бакалавра специальности 5В010300 – Педагогика и психология

1. Перечень квалификаций и должностей  

Выпускнику данной образовательной программы присваивается степень «Бакалавр образования».  Бакалавры образования  в соответствии с  Типовыми квалификационными характеристиками должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц, утвержденных приказом Министра образования и науки  Республики  Казахстан  от 13 июля 2009 года № 338, с изменениями и дополнениями от 09 июня 2011 года № 241,  27 декабря 2013 № 512, без предъявления требований к стажу работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации без категории могут занимать должность:  

- педагог-психолог.

Сфера профессиональной деятельности

Сферой профессиональной деятельности бакалавров по специальности 5В010300 – Педагогика и психология являются: проектирование учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях; психолого-педагогического исследования по проблемам личностного и социального развития воспитанников; разработка развивающих и корректирующих программ, образовательной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.

Объекты профессиональной деятельности 

Объектами профессиональной деятельности бакалавров по специальности 5В010300 – Педагогика и психология являются:

дошкольные организации всех типов (детские сады, ясли-сады, ясли);

общеобразовательные школы, в том числе школы-лицеи, школы-гимназии, малокомплектные школы, санаторные школы, спортивные школы, детские дома;

специальные коррекционные организации (школы-интернаты, классы для детей и подростов, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии);

учебные заведения начального профессионального образования(лицеи);

средние профессиональные учебные заведения(колледжи, училища);

Предметы профессиональной деятельности

Предметами профессиональной деятельности бакалавров по специональности 5В010300 – Педагогика и психология являются: цели, задачи, содержание, формы организации обучения и воспитания; пути реализации требований концепции развития образования Республики Казахстан; изучение личностной и когнитивной сфер психики с целью развития потенциальных возможностей; индивидуальной и дифференцированный подходы через реализацию личностно-ориентированного образования.

Виды профессиональной деятельности

Бакалавры по специальности 5В010300 – Педагогика и психология могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

организационно-технологическая (организация прцесса обучения и воспитания на основе педагогической технологии); 

производственно-управленческая (взаимодействие «субъект-субъект»;

проектная (моделирование образования в общеобразовательной средней школе);

научно-исследовательская (в научно-исследовательских в организациях любого типа, организация, моделирование и реализация научно- исследовательских проектов);

образовательная (преподавание педагогики и психологии, подготовка и переподготовка кадров).

Функции профессиональной деятельности 

Бакалавры по специальности 5В010300 – Педагогика и психогия выполняют следующие функции профессиональной деятельности:

организация субъектной деятельности обучающихся и управление процессом формирования и развития личности;

участие в разработке мгосударственных программ, направленных на сохранение психического и социального благополучия  обучающихся;

оказание психолого-педагогической помощи в организации пелагогического процесса в образовательных учреждениях;

профилактика возникновения социальной дезадаптации;

психолого-педагогическое просвещение родителей.

Типовые задачи профессиональной деятельности

Типовыми задачами профессиональной деятельности бакалавров по специальности 5В010300 – Педагогика и психология являются:    

- выполнение социального заказа общества по развитию и формированию личности обучающихся;

- повышение уровня качества образования всоответствий с требованиями отечественных и мировых стандартов;

- овладение передовой психолого-педагогической технологией и внедрение ее в практическую деятельность;

- организация и проведение и научно-исследовательской деятельности в области педагогики и психологии. 

Содержание профессиональной деятельности

- психолого-педагогическая деятельность, направленная на сохранение психического и социального благополучия обучающихся;

- научно-исследовательская деятельность, направленная на изучение актуальных проблем психолого-педагогической науки;

- психолого-педагогическая диагностика воспитанников;

составление психолого-педагогических заключений по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, родителей в проблемах личностного и социального развития воспитанников;

психолого-педагогическая поддержка одаренных детей;

консультирование педагогов по вопросам практического применения психологии;

обеспечение психолого-педагогической поддержки профильного обучения в 12-летней школе.

Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 5В010300 – Педагогика и психология должен иметь представление: о законах развития педагогического процесса;

знать: Конституцию Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О правах ребенка в Республике Казахстан», основы педагогики и психологии;

уметь: применять теоретические положения педагогики и психологии в практической профессиональной деятельности

иметь навыки: организации педагогического процесса в образовательных учреждениях и психологической деятельности по разработке и реализации программ, проектов, планов учебно-воспитательных мероприятий и их психологического обеспечения, сопровождения в деятельности учреждений дошкольного, общего среднего, начального профессионального и среднего профессионального образования

быть компетентным: в повышении эффективности и улучшении качества образования; постановке и решении психолого-педагогических проблем. 


 Стратегии, методы, контроль и оценка обучения образовательной программы специальности 5В010300 – Педагогика и психология

Общие результаты обучения по программе специальности 5В010300 – Педагогика и психология достигаются посредством следующих учебных мероприятий: 

1) аудиторные занятия: лекции, семинары, практические занятия  –  проводятся с учетом инновационных технологий обучения, использованием новейших достижений науки, технологий  и информационных систем и в интерактивной форме; 

2) внеаудиторные занятия: самостоятельная работа обучающегося, в том числе под руководством преподавателя, индивидуальные консультации; 

3) проведение учебных и профессиональных практик, подготовка дипломной работы. 

Содержание образовательной программы специальности позволяет освоить обучающимся  систему предметных, межпредметных, психолого-

педагогических и методических знаний,  демонстрировать знания и понимание в  области педагогики и психологии, применять эти знания и понимание на профессиональном уровне. 

Лекции, семинары, дискуссии, практические занятия, различные виды практик на протяжении всей программы предоставляют студентам широкие 

возможности, чтобы развить ключевые и специальные компетенции по специальности  5В010300  –  Педагогика и психология, в частности применение теоретических знаний по  педагогике и психологии  с учетом конкретных социально-педагогических условий, рациональное и креативное использование в учебном процессе педагогических технологий и информационных источников (мультимедийные обучающие программы, электронные учебники, ТВ- и Интернет-технологии).  

Руководство  профессорско-преподавательского состава самостоятельной  работой  студентов, индивидуальные консультации  позволят развивать студентам учебные и научно-исследовательские навыки. Кроме того, студенты выпускного курса работают над дипломной работой по выбранной ими теме под персональным руководством  научного руководителя.

Поставленные образовательные цели программ достигаются стандартными (линейные, концентрические, спиралеобразные) и нестандартными (модульные, кредитные, вариативные, инвариативные) подходами освоения. 

Наиболее эффективные результаты показали учебные занятия с применением современных технологий обучения – 

видео-лекции, слайд-лекции, презентации, аудио-лекции, работа с интерактивной доской 

игровые, тренинги, медитации, ролевые игры, решение педагогических и психологических ситуаций, и др. 

При подготовке бакалавров специальности 5В010300 – Педагогика и психология предусмотрены различные формы контроля достижений знаний студентами: текущий и рубежный контроль  (опрос на занятиях, тестирование по темам учебной дисциплины, контрольные работы, курсовых работ, дискуссии, тренинги, портфолио, эссе, кейс-стади,  коллоквиумы и др.),  промежуточная аттестация  (тестирование по разделам учебной дисциплины, экзамен, защита отчетов по практикам),  итоговая государственная аттестация  (защита дипломной работы  (проекта), государственный междисциплинарный экзамен).

Показатели и критерии оценивания

Оценка по буквенной системе

Цифровой эквивалент баллов

Процентное содержание

Оценка по традиционной системе

Критерии оценивания

А

4,0

95-100

Отлично

Студент показывает не только высокий уровень теоретических знаний по изучаемой дисциплине, но и видит междисциплинарные связи. Умеет анализировать практические ситуации. Ответ построен логично. Материал излагается четко, ясно, аргументировано. Уместно используется информационный и иллюстративный материал.

А-

3,67

90-94

В+

3,33

85-89

Хорошо

Студент показывает достаточный уровень теоретических и практических знаний, свободно оперирует категориальным аппаратом. Умеет анализировать практические ситуации, но допускает некоторые погрешности. Ответ построен логично, материал излагается грамотно.

В

3,00

80-84

В-

2,67

75-79

С+

2,33

70-74

Удовлетворительно

Студент показывает знание основного лекционного и практического материала. В ответе не всегда присутствует логика изложения. Студент испытывает затруднения при приведении практических примеров.

С

2,00

65-69

С-

1,67

60-64

D+

1,33

55-59

D

1,00

50-54

F

0

0-49

Неудовлетворительно

Студент показывает слабый уровень теоретических знаний, не может привести примеры из реальной практики. Неуверенно и логически непоследовательно излагает материал. Неправильно отвечает на дополнительные вопросы или затрудняется с ответом на них.

Адрес: 110300, г. Аркалык, ул. Ауельбекова, 17
Тел: 8-71430-7-24-88
Факс: 8-71430-7-01-87
Приемная комиссия:
8-71430-7-11-57
Call center: +77143049502