Образовательные программы
Образовательная программа специальности 5В010300 – Педагогика и психология преследует следующую иерархию целей:
- цели и задачи обучения общеобразовательных дисциплин является: обеспечение условий для приобретения высокого общего интеллектуального уровня развития,
подготовка специалиста новой формации, обладающего широкими
фундаментальными знаниями, и инициативного,адаптированного к меняющимся требованиям рынка труда и технологий, умеющего работать в команде.
-цели и задачи обучения базовых дисциплин:
обеспечение условий для качественного овладения профессиональными навыками в области педагогики и психологии, формирование фундаментальной теоретической подготовки будущих бакалавров для перехода на вторую ступень высшего профессионального образования.
- цели и задачи обучения профилирующих дисциплин:
формирование конкурентноспособности выпускников на рынке рабочей силы для максимального роста,
выбора индивидуальных программ в области образования и формирование профессиональной компетентности
Образовательная программа специальности «5В010300 – Педагогика и психология» состоит из ряда государственных и вузовских документов, объединенных в учебно-методические комплексы специальностей и дисциплин. В УМКС входят организационные и методические документы по специальности, в УМКД – учебно-методические документы, определяющие планирование, организацию и проведение учебного процесса по дисциплине.
При реализации образовательных программ применяется кредитно-модульная система организации образовательного процесса, основанная на модульном принципе представления содержания ОП и построения учебных планов, использовании системы зачетных единиц (кредитов) и соответствующих образовательных технологий.
В содержании ОП входит:
а) полный перечень дисциплин (общеобразовательные, базовые, профильные). РУП и МУП специальности «5В010300 – Педагогика и психология» включают следующие учебные дисциплины, которые распределены по компонентам:
Общеобразовательные дисциплины (28 кредита, 1260 часов):
Обязательный компонент (21 кредит, 945 часов)
1. Современная история Казахстана
2. Философия
3. Иностранный язык
4. Казахский (русский) язык
5. Информационно-коммуникационные технологии
Компонент по выбору (7 кредитов, 315 часов)
1. Экологическая безопасность
2. Основы социологии и политологии
3. Основы права и экономики
Базовые дисциплины (69 кредитов, 3105 часов):
Обязательный компонент (20 кредитов, 900 часов)
1. Профессиональный казахский (русский) язык
2. Профессионально-ориентированный иностранный язык
3. Педагогика
4. Психология
5. Менеджмент в образовании
6. Технологии критериального оценивания
7. Инклюзивное образование
8. Теория и методика воспитательной работы
9. Физиология развития школьников
Компонент по выбору (49 кредитов, 2205 часов)
1. Религиоведение
2. Медиапедагогика
3. Самопознание
4. Ибраеведение
5. Казак ели
6. Новые технологии в образовании
7. Возрастная психология
8. Практикум по общей психологии
9. Гендерная психология
10. Plan-program of course “Personality and her psychological development”
11. Социальная педагогика
12. Дифференциальная психология
13. Социальная психология
14. Социально-психологический тренинг в работе психолога
15. Семейная психология
16. История развития педагогики и психологии
17. Организация работы школьного психолога
Назначение цикла базовых дисциплин для студентов специальности заключается в фундаментальной теоретической подготовке по основам психолого-педагогических и специально-теоретических наук.
Профилирующие дисциплины (32 кредита, 1440 часов):
Обязательный компонент (5 кредитов, 225 часов)
1. Методика преподавания педагогики
2. Методика преподавания психологии
Компонент по выбору (27 кредитов, 1215 часов)
1. Педагогическое мастерство
2. Работа педагога-психолога в малокомплектной школе
3. Методика научно-педагогического исследования
4. Экспериментальная психология
5. Основы психоконсультирования
6. Арт-терапия
7. Психолого-педагогическая диагностика личности
8. Клиническая психология
Дополнительные курсы: (23 кредитов)
1. Физическая культура -8
2. Практика – 12
3. Итоговая аттестация – 3
Профилирующие дисциплины как теоретические знания являются основой формирования практических навыков и умений их будущей профессиональной деятельности.
Образовательная программа специальности способствует выработке компетенций, в соответствии с ориентацией на потребителя образовательных услуг через вовлечение студента-выпускника в процессы управления, мотивирует их инициативность, самореализацию, самовыражение, самоактуализацию:
Общекультурные компетенции характеризуются тем, что выпускник:
способен к формированию объективной оценки личностного уровня притязаний, а также владеет навыками повышения уровня интеллектуального развития обучающихся;
способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
последовательно и грамотно формулирует и высказывает свои мысли на родном языке, владеет навыками устной и письменной речи на казахском (русском), иностранном языках для работы с научными текстами и публичных выступлений;
использует основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации; владеет навыками работы с компьютером, в том числе в глобальных компьютерных сетях;
осознаёт принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания;
способен к формированию навыков здорового образа жизни в соответствии с требованиями гигиены, охраны труда и правилами защиты от возможных негативных внешних воздействий.
Профессиональные компетенции характеризуются тем, что выпускник:
способен использовать средства учета общих, специфических (при разных типах нарушений) закономерностей и индивидуальных особенностей психического и психофизиологического развития, знает особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;
владеет качественными и количественными методами психологических и педагогических исследований;
способен осуществлять сбор и интерпретацию значимых данных (в рамках профессиональной деятельности) для вынесения суждений, предполагающих учет значимых социальных, научных или этических вопросов;
владеет способами организации совместной деятельности и межличностных взаимодействий субъектов образовательной среды;
способен использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе;
понимает высокую социальную значимость профессии, соблюдает принципы профессиональной этики;
владеет способами организации профессиональной деятельности в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной структуры общества, а также закономерности и принципы национального воспитания;
владеет основными методами преподавания педагогики и психологии.
Ключевые компетенции
Требования к общей образованности:
-обладать базовыми знаниями в области естественнонаучных, социально – гуманитарных, экономических дисциплин, способствующих формированию высокообразованной личности с широким кругозором и культурой мышления;
-обладать навыками обращения с современной техникой, уметь использовать информационные технологии в сфере профессиональной деятельности;
-владеть навыками приобретения новых знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования в магистратуре.
Требования к социально – этическим компетенциям:
-знать социальнои – этические ценности, основанные на общественном мнении, традициях, обычаях, общественных нормах и ориентироваться на них в своей профессиональной деятельности;
-соблюдать нормы деловой этики, владеть этическими и правовыми нормами поведения;
-знать традиции и культуру народов Казахстана;
-быть толерантным к традициям, культуре других народов мира;
-знать основы правой системы и законодательства Казахстана;
-знать тенденции социального развития общества;
-уметь адекватно ориентироваться в различных социальных ситуациях
-быть способым работать в команде, корректно отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения;
-уметь находить компромиссы, соотносить свое мнение с мнением коллектива;
-стремиться к профессиональному и личностному росту.
Требования к экономическим и организационно – управленческим компетенциям:
-обладать основами экономических знаний, иметь научные представления о менеджменте, маркетинге, финансах и т.п.;
-знать и понимать цели и методы государственного реглирования экономики, роль государственного сектора в экономике.
Требования к готовности смены социальных, экономических, профессиональных ролей, географической и социальной мобильности в условиях нарастающего динамизма перемен и неопределенностей:
-уметь ориентироваться в современных информационных потоках и адаптироваться к динамично меняющимся явлениям и прцессам в мировой экономике;
-быть гибким и мобильным в различных условиях и ситуациях, связанных с профессиональной деятельностю;
-владеть навыками принятия решений экономического и организационного характера в условях неопределенности и риска.
Специальные компетенции
А –знание и понимание:
А 1- знание основных психолого- педагогических понятий, законов и явлений;
А 2- знание о закономерностях развития личности, процессов обучения и воспитания;
А 3- знание об особенностях различных педагогических систем, а также образовательных программ для разных уровней образования;
А 4- знание теоретических основ и инновационных технологий формирования психоэмоциональной устойчивости личности;
А 5- знание о сохранении психического и психологичекого здоровья субъектов образовательного процесса;
А 6- знание дидактических основ психолого- педагогической деятельности, психологии и педагогики общения а также норм профессионального поведения.
В –применение знаний и пониманий:
В 1 –владение средствами и методами системной организации психолого- педагогической помощи на всех уровнях образовательного процесса;
В2 – самостоятельная разработка программ, методических материалов для психолого- педагогического сопровождения решения задач обучения, воспитания и развития личности;
В 3- применение знаний по психологическому обеспечению образовательных задач, установлению субъект- субъектных отношений;
В 4- способность моделировать и реализовывать педагогический процесс и различные виды дечтельности;
В 5- проведение диагностики развития различных сфер личности обучающих разного возраста;
В 6- реализация инновационных идей, новых технологий в профессиональной деятельности, готовность к самообразовательной, творческой научно- исследовательской деятельности.
С – формирование суждений:
С 1- системное мышление и целостное воспитание педагогической действительности;
С 2- независимость мышления, критические, аналитические, диагностические навыки;
С 3- осознание социальной значимости педагогической профессии, соблюдение принципов профессиональной этики;
С 4- способность к анализу и формированию суждений в области педагогики и психологии.
Д –личностные способности:
Д 1- владение технологиями общения, навыками педагогической риторики, стратегиями коммуникаций;
Д 2- толерантность и способность к педагогическому сотрудничеству;
Д 3- стремление к развитию интеллектуальных, морально- нравственных, культуросообразных, коммуникативных, организационно- управленческих навыков;
Д 4- способность к изучению и применению инновационного педагогического опыта, высокая мотивация к педагогической деятельности, стремление к самообразованию и самореализации;
Д 5- способность к формированию здорового образа жизни, соблюдение охраны труда.
Квалификационная характеристика бакалавра специальности 5В010300 – Педагогика и психология
1. Перечень квалификаций и должностей
Выпускнику данной образовательной программы присваивается степень «Бакалавр образования». Бакалавры образования в соответствии с Типовыми квалификационными характеристиками должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338, с изменениями и дополнениями от 09 июня 2011 года № 241, 27 декабря 2013 № 512, без предъявления требований к стажу работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации без категории могут занимать должность:
- педагог-психолог.
Сфера профессиональной деятельности
Сферой профессиональной деятельности бакалавров по специальности 5В010300 – Педагогика и психология являются: проектирование учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях; психолого-педагогического исследования по проблемам личностного и социального развития воспитанников; разработка развивающих и корректирующих программ, образовательной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.
Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности бакалавров по специальности 5В010300 – Педагогика и психология являются:
дошкольные организации всех типов (детские сады, ясли-сады, ясли);
общеобразовательные школы, в том числе школы-лицеи, школы-гимназии, малокомплектные школы, санаторные школы, спортивные школы, детские дома;
специальные коррекционные организации (школы-интернаты, классы для детей и подростов, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии);
учебные заведения начального профессионального образования(лицеи);
средние профессиональные учебные заведения(колледжи, училища);
Предметы профессиональной деятельности
Предметами профессиональной деятельности бакалавров по специональности 5В010300 – Педагогика и психология являются: цели, задачи, содержание, формы организации обучения и воспитания; пути реализации требований концепции развития образования Республики Казахстан; изучение личностной и когнитивной сфер психики с целью развития потенциальных возможностей; индивидуальной и дифференцированный подходы через реализацию личностно-ориентированного образования.
Виды профессиональной деятельности
Бакалавры по специальности 5В010300 – Педагогика и психология могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
организационно-технологическая (организация прцесса обучения и воспитания на основе педагогической технологии);
производственно-управленческая (взаимодействие «субъект-субъект»;
проектная (моделирование образования в общеобразовательной средней школе);
научно-исследовательская (в научно-исследовательских в организациях любого типа, организация, моделирование и реализация научно- исследовательских проектов);
образовательная (преподавание педагогики и психологии, подготовка и переподготовка кадров).
Функции профессиональной деятельности
Бакалавры по специальности 5В010300 – Педагогика и психогия выполняют следующие функции профессиональной деятельности:
организация субъектной деятельности обучающихся и управление процессом формирования и развития личности;
участие в разработке мгосударственных программ, направленных на сохранение психического и социального благополучия обучающихся;
оказание психолого-педагогической помощи в организации пелагогического процесса в образовательных учреждениях;
профилактика возникновения социальной дезадаптации;
психолого-педагогическое просвещение родителей.
Типовые задачи профессиональной деятельности
Типовыми задачами профессиональной деятельности бакалавров по специальности 5В010300 – Педагогика и психология являются:
- выполнение социального заказа общества по развитию и формированию личности обучающихся;
- повышение уровня качества образования всоответствий с требованиями отечественных и мировых стандартов;
- овладение передовой психолого-педагогической технологией и внедрение ее в практическую деятельность;
- организация и проведение и научно-исследовательской деятельности в области педагогики и психологии.
Содержание профессиональной деятельности
- психолого-педагогическая деятельность, направленная на сохранение психического и социального благополучия обучающихся;
- научно-исследовательская деятельность, направленная на изучение актуальных проблем психолого-педагогической науки;
- психолого-педагогическая диагностика воспитанников;
составление психолого-педагогических заключений по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, родителей в проблемах личностного и социального развития воспитанников;
психолого-педагогическая поддержка одаренных детей;
консультирование педагогов по вопросам практического применения психологии;
обеспечение психолого-педагогической поддержки профильного обучения в 12-летней школе.
Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 5В010300 – Педагогика и психология должен иметь представление: о законах развития педагогического процесса;
знать: Конституцию Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О правах ребенка в Республике Казахстан», основы педагогики и психологии;
уметь: применять теоретические положения педагогики и психологии в практической профессиональной деятельности
иметь навыки: организации педагогического процесса в образовательных учреждениях и психологической деятельности по разработке и реализации программ, проектов, планов учебно-воспитательных мероприятий и их психологического обеспечения, сопровождения в деятельности учреждений дошкольного, общего среднего, начального профессионального и среднего профессионального образования
быть компетентным: в повышении эффективности и улучшении качества образования; постановке и решении психолого-педагогических проблем.
Стратегии, методы, контроль и оценка обучения образовательной программы специальности 5В010300 – Педагогика и психология
Общие результаты обучения по программе специальности 5В010300 – Педагогика и психология достигаются посредством следующих учебных мероприятий:
1) аудиторные занятия: лекции, семинары, практические занятия – проводятся с учетом инновационных технологий обучения, использованием новейших достижений науки, технологий и информационных систем и в интерактивной форме;
2) внеаудиторные занятия: самостоятельная работа обучающегося, в том числе под руководством преподавателя, индивидуальные консультации;
3) проведение учебных и профессиональных практик, подготовка дипломной работы.
Содержание образовательной программы специальности позволяет освоить обучающимся систему предметных, межпредметных, психолого-
педагогических и методических знаний, демонстрировать знания и понимание в области педагогики и психологии, применять эти знания и понимание на профессиональном уровне.
Лекции, семинары, дискуссии, практические занятия, различные виды практик на протяжении всей программы предоставляют студентам широкие
возможности, чтобы развить ключевые и специальные компетенции по специальности 5В010300 – Педагогика и психология, в частности применение теоретических знаний по педагогике и психологии с учетом конкретных социально-педагогических условий, рациональное и креативное использование в учебном процессе педагогических технологий и информационных источников (мультимедийные обучающие программы, электронные учебники, ТВ- и Интернет-технологии).
Руководство профессорско-преподавательского состава самостоятельной работой студентов, индивидуальные консультации позволят развивать студентам учебные и научно-исследовательские навыки. Кроме того, студенты выпускного курса работают над дипломной работой по выбранной ими теме под персональным руководством научного руководителя.
Поставленные образовательные цели программ достигаются стандартными (линейные, концентрические, спиралеобразные) и нестандартными (модульные, кредитные, вариативные, инвариативные) подходами освоения.
Наиболее эффективные результаты показали учебные занятия с применением современных технологий обучения –
• видео-лекции, слайд-лекции, презентации, аудио-лекции, работа с интерактивной доской
• игровые, тренинги, медитации, ролевые игры, решение педагогических и психологических ситуаций, и др.
При подготовке бакалавров специальности 5В010300 – Педагогика и психология предусмотрены различные формы контроля достижений знаний студентами: текущий и рубежный контроль (опрос на занятиях, тестирование по темам учебной дисциплины, контрольные работы, курсовых работ, дискуссии, тренинги, портфолио, эссе, кейс-стади, коллоквиумы и др.), промежуточная аттестация (тестирование по разделам учебной дисциплины, экзамен, защита отчетов по практикам), итоговая государственная аттестация (защита дипломной работы (проекта), государственный междисциплинарный экзамен).
Показатели и критерии оценивания
Оценка по буквенной системе |
Цифровой эквивалент баллов |
Процентное содержание |
Оценка по традиционной системе |
Критерии оценивания |
А |
4,0 |
95-100 |
Отлично |
Студент показывает не только высокий уровень теоретических знаний по изучаемой дисциплине, но и видит междисциплинарные связи. Умеет анализировать практические ситуации. Ответ построен логично. Материал излагается четко, ясно, аргументировано. Уместно используется информационный и иллюстративный материал. |
А- |
3,67 |
90-94 |
||
В+ |
3,33 |
85-89 |
Хорошо |
Студент показывает достаточный уровень теоретических и практических знаний, свободно оперирует категориальным аппаратом. Умеет анализировать практические ситуации, но допускает некоторые погрешности. Ответ построен логично, материал излагается грамотно. |
В |
3,00 |
80-84 |
||
В- |
2,67 |
75-79 |
||
С+ |
2,33 |
70-74 |
Удовлетворительно |
Студент показывает знание основного лекционного и практического материала. В ответе не всегда присутствует логика изложения. Студент испытывает затруднения при приведении практических примеров. |
С |
2,00 |
65-69 |
||
С- |
1,67 |
60-64 |
||
D+ |
1,33 |
55-59 |
||
D |
1,00 |
50-54 |
||
F |
0 |
0-49 |
Неудовлетворительно |
Студент показывает слабый уровень теоретических знаний, не может привести примеры из реальной практики. Неуверенно и логически непоследовательно излагает материал. Неправильно отвечает на дополнительные вопросы или затрудняется с ответом на них. |