Программа поддержки одаренных студентов
Программа поддержки одаренных студентов
Предисловие
Одаренность (талант) — это системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его интеллектуальных, культурных, психофизиологических особенностей более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный (талантливый) студент, подросток, молодой человек выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности (таланта) определяется сложным комплексом природных задатков и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, творческой, трудовой). В связи с этим особое значение для проявления и развития способностей имеют условия для собственной активности одаренных (талантливых) студентов и молодежи. Социальная значимость одаренности (таланта) молодежи связана с профессиональной деятельностью. Признаком одаренности (таланта), как правило, является достижение выдающихся результатов в сфере профессиональной деятельности. Одаренность вне сферы профессионального образования и профессиональной деятельности, как правило, не получает общественного признания (не выходит за рамки персональных увлечений и личного досуга).
Общие положения
1. Цели и задачи поддержки одаренных студентов, обучающихся в АрПИ им. Ы.Алтынсарина
1.1. Основными целями Программы являются создание целостной системы выявления, поддержки и развития одаренных студентов в АрПИим.Ы.Алтынсарина.
- определение стратегии поиска, воспитания и обучения одарённых детей и молодёжи;
- сопровождение и развитие единого и непрерывного формирования интеллектуального потенциала РК;
- содействие социально-культурному становлению талантливой молодёжи.
1.2. В рамках реализации Программы предполагается решение следующих задач:
- обеспечение доступности получения образования по востребованным направлениям подготовки, стимулирование у студентов интереса к учебе и науке, подготовка компетентных и конкурентоспособных специалистов для экономики Республики Казахстан.
- повышение качества образовательных и воспитательных услуг в работе с одаренными студентами на основе широкого использования современных научных и педагогических достижений
- развитие материальной поддержки и социальной защиты одаренных студентов;
- патриотическое воспитание молодых студентов, формирование у них правовой и политической культуры, стимулирование осознанного, ответственного и активного участия в общественно-политической жизни университета.
2. Основные направления реализации программы
Основными направлениями реализации программы являются:
2.1. принятие организационно-управленческих решений, направленных на совершенствование работы с одаренными студентами;
2.2. реализация мероприятий для более эффективного включения одаренных студентов в интеллектуальную и творческую деятельность;
3. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит обеспечить:
3.1. создание эффективной системы по выявлению, развитию и поддержке одаренных студентов;
3.2. повышение социальной активности молодых студентов;
3.3. расширение доступности качественного воспитания и обучения для одаренных студентов в университете;
3.4. широкое участие студентов в городских, областных,
республиканских, международных творческих конкурсах, фестивалях, олимпиадах, спортивных соревнованиях;
3.5. укрепление материально-технической базы учреждений, обеспечивающих работу с одаренными студентами.
Для построения методики необходимы:
- Диагностика одаренности студентов в системе общей диагностики (комплекс мероприятий: различные виды тестирования, самоанализ, наблюдения педагогов).
- . Программное обеспечение для одаренных обучающихся в системе общего программного обеспечения (дифференцирования).
- Методы обучения одаренных студентов (проблемные, поисковые, исследовательские и т. д.).
1. Индивидуальная работа – работа со студентом с целью руководства внеклассным чтением иностранной литературы, подготовкой докладов, рефератов, математических сочинений, подготовка некоторых студентов к олимпиадам, конференциям и т. п.
2. Групповая работа – систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом студентов. - Массовая работа – эпизодическая работа, проводимая с большим обучающимся коллективом. К данному виду относятся вечера, конференции, недели языков, олимпиады и.т.п.
На практике все эти виды работы тесно связаны друг с другом.
На сегодня наиболее распространенными формами работы с одаренными студентами являются кружки, олимпиады и.т.д. Появляются спецкурсы и элективные курсы как разновидность факультативов.
Общие положения
1.1. Программа о поддержке одаренных студентов в АрПИ им.И.Алтынсарина (далее - Положение) устанавливает порядок, условия и объем поддержки студентов, обучающихся в Аркалыкском педагогическом институте им.И.Алтынсарина.
Предусматривает продолжение реализации мер по формированию политики АрПИ им.И.Алтынсарина по поддержке талантливых студентов, проводимой в АрПИ им.И.Алтынсарина;
1.2. Настоящее Положение разработано на основе действующего законодательства Республики Казахстан, в соответствии со статьей 27 Закона Республики Казахстан «О местном государственном управлении в Республике Казахстан», статьей 47 Закона Республики Казахстан «Об образовании», статьями 4, 11 Закона Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан».
1.3. Настоящее Положение распространяется на студентов, поступивших на первый курс очной формы обучения в АрПИ им.И.Алтынсарина, и действует в течение всего срока их обучения.
1.4. Настоящее Положение не распространяется на студентов, которые были отчислены по какой-либо причине с первого курса обучения.
Настоящее Положение не распространяется на студентов, которые ранее обучались в других образовательных заведениях высшего профессионального образования.
1.5. Настоящее Положение действует с 2022-2023 учебного года.
2. Цели и задачи поддержки одаренных студентов, обучающейся в АрПИ им.И.Алтынсарина
2.1. Основными целями Программы являются создание целостной системы выявления, поддержки и развития одаренных студентов в институте.
- определение стратегии поиска, воспитания и обучения одарённых студентов;
- сопровождение и развитие единого и непрерывного формирования интеллектуального потенциала РК;
- содействие социально-культурному становлению талантливой молодёжи.
2.2. В рамках реализации Программы предполагается решение следующих задач:
1. обеспечение доступности получения образования по востребованным направлениям подготовки, стимулирование у студентов интереса к учебе и науке, подготовка компетентных и конкурентоспособных специалистов для экономики Республики Казахстан.
2. повышение качества образовательных и воспитательных услуг в работе с одаренными студентами на основе широкого использования современных научных и педагогических достижений
3. развитие материальной поддержки и социальной защиты одаренных студентов;
4. патриотическое воспитание молодых студентов, формирование у них правовой и политической культуры, стимулирование осознанного, ответственного и активного участия в общественно-политической жизни университета.
План работы
по педагогическому сопровождению одарённых студентов
факультета педагогики и филологии АрПИ им.И.Алтынсарина
на 2022 – 2023 учебный год
№ |
Мероприятия |
Срок |
Ответственные |
Нормативно-правовое и информационное обеспечение |
|||
1 |
Разработка программы поддержки одаренных студентов |
Сентябрь, 2022 |
ППС |
2 |
Составление плана поддержки одаренных студентов |
Сентябрь, 2022 |
ППС |
3 |
Пополнение электронной базы, «Одаренный студент» на основе результатов творческих, социальной, спортивной деятельности |
В течение года |
ППС |
4 |
Организация трансляции опыта работы педагогов с одаренными студентами в научных сборниках, СМИ, конференциях |
В течение года |
ППС |
5 |
Создать временную творческую группу для разработки Положения «Портфолио преподавателя и студента» |
В течение года |
ППС |
Интеллектуальное направление |
|||
6 |
Ежегодный республиканский конкурс научно-исследовательских работ студентов |
В течение года |
ППС |
7 |
Проведение коммуникативных тренингов со студентами |
В течение года |
ППС |
8 |
Организация подготовки студентов и их участия в конкурсах, олимпиадах, конференциях республиканского уровня |
В течение года |
ППС |
9 |
Провести Церемонию награждения «Лучшая группа года!», «Лучший студент года!» |
В течение года |
ППС |
Социальное направление |
|||
10 |
Организация семинара кураторов «Работа по развитию студенческого самоуправления» |
В течение года |
ППС |
11 |
Внедрение, координация, апробирование инноваций, новых эффективных методик обучения. |
В течение года |
ППС |
12 |
Привлечение студентов к участию в городском и областном конкурсе «Тілдарын» |
В течение года |
ППС |
13 |
Участие в республиканском конкурсе научно-исследовательских работ студентов на лучшую научную работу |
В течение года |
ППС |
14 |
Конкурс на соискание премии ректора АрПИ за лучшую научную работу студентов |
В течение года |
ППС |
Здоровье сберегающее направление |
|||
15 |
Спортивные соревнования по волейболу, баскетболу, футболу среди учебных групп |
В течение года |
ППС |
16 |
Организация участия студентов в спартакиаде |
В течение года |
ППС |