Ибрай Алтынсарин в сети Интернет

              Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин (1841-1889)

Ибрай Алтынсарин – выдающийся просветитель, общественный деятель, педагог-новатор, учёный-этнограф, поэт и прозаик, один из основоположников казахской письменной литературы и литературного языка, создатель казахского алфавита на основе русской графики.

И.Алтынсарин был пламенным борцом за прогрессивное развитие казахского народа. Он заложил основы общего и профессионального образования в крае, открыв начальные школы, ремесленные и женские училища.

Ибрагим Алтынсарин родился 20 октября (1 ноября) 1841 г. в племени кипчак Среднего жуза (в нын. Затобольском р-не Кустанайской обл.). Его отец Алтынсары погиб при нападении на его аул отряда Кенесары Касымова в 1844 г. Молодой Ибрагим воспитывался у своего деда Балгожи Джанбурчина – одного из крупнейших степных феодалов, умного и осторожного человека, пользовавшегося уважением у властей.

        В 1844 г. было принято решение царского правительства об открытии в Оренбурге при Пограничной комиссии специальной школы для обучения казахских детей, целью которой была подготовка писарей и переводчиков.

        В бытность свою в Оренбурге 5 марта 1846 г. Балгожа Джанбурчин обратился с просьбой к председателю Оренбургской Пограничной комиссии генерал-майору М.В.Ладыженскому о зачислении внука Ибрагима кандидатом в открываемую школу. 

        В школу принимали детей в возрасте 8-12 лет. Ибрагиму было 9 лет. Через султана-правителя Восточной части его дедушка Балгожа добился от Пограничной комиссии средств на дорожные расходы. Не ранее 21-23 июля 1850 г. при многочисленном стечении народа, предварительно устроив той и благословив своего любимого внука и наследника Ибрагима, Балгожа в сопровождении своего верного помощника Жетибая Утемисова (он спас Ибрагима в колыбели от гибели во время нападения отряда Кенесары) отправил его в далекий путь – в Оренбург. 

        Вместе с ним поехали ещё 10 мальчиков: Джумагул Жанбаев, Момын Байдосов, Жакып Амангельдиев, Едиге Айтукин, Жалмухаммед Байджанов, Нурум Мунсызбаев, Сегизбай Аксаратов, Кулджан Каржасов, Кудабай Копбергенов, Шамурат Кучербаев. 

 

 

В школе воспитанников обучали русскому, арабскому, татарскому и персидскому языкам (помимо других предметов). Казахский мальчик, окончивший эту школу, как правило, владел упомянутыми языками и законами магометанского вероучения (Коран и его толкование).

За всё время пребывания в школе Алтынсарин учился только на «отлично», за что неоднократно получал благодарности. Окончив школу с золотой медалью, И.Алтынсарин получил свидетельство с указанием пройденных предметов и оценками по ним.

Алтынсарин часто бывал в доме председателя Оренбургской Пограничной комиссии, действительного статского советника, известного востоковеда В.В.Григорьева. Любознательный юноша брал у него частые уроки, пользовался его богатой библиотекой. Чтение книг расширяло круг знаний Алтынсарина, воспитывало в нём интерес и любовь к передовой науке и культуре.

         Около трёх лет после окончания школы (с 1857 по 1859 г.г.) И.Алтынсарин работал писарем у своего деда Балгожи Джанбурчина, управляющего Узунским родом племени кипчаков, войскового старшины Оренбургской  комиссии, а затем – с 1 августа 1859 г. в Оренбургском областном правлении в качестве младшего толмача (переводчика). Однако талантливый юноша считал целью своей жизни не погоню за карьерой и чинами, а просвещение родного народа.

В 1860 г. областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в Оренбургском укреплении (г.Тургай), в которой он назначался учителем русского языка.

Открыть школу в глухом городке было нелёгким делом: не было средств, школьного помещения и учебных пособий. К этому важному делу холодно отнеслось областное правление и местные власти. Трудности, однако, не остановили Алтынсарина. Воодушевлённый просветительскими идеями, он разъезжал по аулам, разъясняя населению значение светского образования, и повсеместно находил в народе горячую поддержку. Собрав у местного населения средства, он построил школьное здание, выписал учебные пособия.

         8 января 1864 г. состоялось торжественное открытие школы, на которое собралось много народа. При школе был создан интернат, в котором жили 16 учеников, содержавшихся на полном пансионе за счёт средств населения. 
 

Алтынсарин с большой энергией боролся за сближение и дружбу казахского и русского народов, посвятив этому благородному делу всю свою жизнь. Он стоял за приобщение Казахстана к экономическому и культурному развитию России.

В 1879 г. Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области. Тургайская область в то время делилась на четыре уезда: Илецкий, Иргизский, Тургайский и Николаевский (Кустанай). Тургайская область охватывала всю территорию нынешней Кустанайской, большую часть нынешних Тургайской, Актюбинской областей КазССР и Оренбургской области РСФСР. Алтынсарин непосредственно руководил делом народного образования и в г. Троицке, входившем в то время в состав Оренбургской губернии.

Выдающаяся историческая заслуга Алтынсарина заключается в том, что по его инициативе при самом непосредственном его участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ. Он ввёл преподавание казахского языка в этих школах, боролся равно и против насильственной русификации и проникновения в них влияния реакционного мусульманского духовенства.

Состоя инспектором школ области, Алтынсарин непосредственно подчинялся Тургайскому областному правлению, отчитывался перед ним, а также перед Оренбургским учебным округом.

Вступив в должность инспектора школ Тургайской области, И.Алтынсарин сразу же приступил к открытию новых школ. Прежде всего он решил открыть по одному центральному училищу во всех уездных городах области. С этой целью он ездил по аулам Тургайской области, собирая с населения средства; а затем открыл по одному двухклассному русско-казахскому училищу в Илецком, Николаевском, Тургайском и Иргизском уездах и укомплектовал их учениками и учителями. Он лично заботился о создании библиотеки при каждой школе, придавая этому делу большое общественное значение. 

Много сил и энергии Алтынсарин тратил и на открытие ремесленных и сельскохозяйственных училищ, придавая исключительное значение подготовке из среды коренного населения специалистов, необходимых для экономического развития Казахстана. Ему удалось открыть ремесленное училище в г.Тургае, содержавшееся исключительно на средства, собираемые у местных жителей.

С именем И.Алтынсарина связано и начало женского образования в Казахстане. В г.Иргизе он открыл специальную школу для казахских девочек с интернатом. Поистине это было большим событием в жизни казахского народа. Алтынсарин от души был рад успеху этого выдающегося начинания. Он просил у царской администрации разрешения открыть женские училища во всех уездах Тургайской области. Лишь спустя два года после подачи им прошения об этом было получено разрешение открыть женские училища с интернатами в г.Тургае в 1891 г., в г.Кустанае – в 1893 г., в поселке Карабутаке – в 1895 г. и в г.Актюбе – в 1896 г.

В этих пяти женских училищах, открытых в соответствии с ходатайством И.Алтынсарина, к 1896 г. обучалось 211 девушек, из которых казашек 70, девушек русских поселян 141. 

 

 

 

Однако Алтынсарин считал, что дело народного образования не может ограничиться только открытием указанных выше типов школ, ибо эти школы являлись лишь первым шагом в деле просвещения народа.

И.Алтынсарин стремился расширить сеть народного образования и в этих целях составил специальную записку об открытии начальных школ в каждой волости. Причём эти школы, по его мнению, должны были соответствовать образу жизни казахов, т.е. быть передвижными школами: летом кочевать вместе с казахскими аулами по джайляу, а в зимнее время – находиться при зимовках. По мнению Алтынсарина, лишь путём открытия волостных начальных школ можно было заложить основу всеобщего образования казахов.

 

 

Много труда вложил И.Алтынсарин в дело подготовки учителей для начальных народных школ в крае, прежде всего из казахов. По его инициативе была открыта учительская школа в г.Троицке, немного позже переведённая в г.Оренбург.

Немало усилий он приложил, чтобы были открыты аульные и волостные школы. Долгое время царская администрация всячески тормозила эти благородные начинания. Но, несмотря на эти препятствия, Алтынсарин не прекращал горячей просветительской деятельности, что вызывало недовольство со стороны военного губернатора Тургайской области. За то, что Алтынсарин по своей личной инициативе стремился повсеместно открывать народные школы, якобы расходуя на это излишние средства, губернатор области генерал Проценко даже решил привлечь его к ответственности и предать суду.

И.Алтынсарину удалось избежать судебного преследования, так как Проценко был смещён с должности. В 1886 г. Алтынсарин опять возбуждает ходатайство перед новым областным начальством с просьбой разрешить открыть волостные школы. Получив его, он спешно приступает к открытию школ собирая для этой цели пожертвования с населения. Просветитель арендовал или покупал помещения для этих школ и заботился об их оборудовании. При открытии волостных школ И.Алтынсарин, лично присутствовал и давал первые показательные уроки.

 В педагогической деятельности Ибрагима Алтынсарина важное место занимают вопросы воспитания и обучения детей. Он придавал огромное значение роли учителя как главного двигателя всего учебного и воспитательного процесса в школах. Он считал, что учителя должны любить своих учеников и быть любимы своими учениками и их родителями. И тогда можно будет достигнуть целей, стоящих перед воспитанием и образованием.

Алтынсарин проявлял отеческую заботу об учителях, давал им дружеские советы по всем вопросам, включая вопросы личной жизни, и в то же время предъявлял к ним строгие требования в деле обучения и воспитания учащихся.

Просветитель придавал большое значение и нравственному воспитанию учащихся. Он стремился воспитать в учащихся гуманность, честное отношение к труду, любовь к Родине.

Таким образом, при жизни Ибрагиму Алтынсарину удалось открыть четыре двухклассных центральных русско-киргизских училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных школ, два училища для детей русских поселян. Он собирал также «пожертвования» с населения для содержания детей, обучающихся в гимназиях, университетах, в Красноуфимском реальном училище. 

 

 

Алтынсарин не только открывал светские народные школы, но и разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, создавал учебные и методические пособия, регулярно осуществлял инспекторский надзор, ежегодно посещая каждую школу.

В системе преподавания главное место Алтынсарин отводил естествознанию, русскому и казахскому языкам. Он настоятельно рекомендовал учителям обратить особое внимание на преподавание русского языка, равно как и на обучение детей родному казахскому языку. В связи с этим преподавание некоторых других предметов в начальных школах И.Алтынсарин поставил в зависимость от прочного усвоения русского языка и грамматики.

Алтынсарин счёл необходимым написать для учащихся русско-казахских школ два учебных пособия. Он приступил к их составлению ещё до своего назначения на должность инспектора школ Тургайской области. Составление этих двух учебных пособий он закончил в 1879 г. и в том же году, уже будучи областным школьным инспектором, выпустил их в свет под названием «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку».

 

Издание этих двух пособий потребовало немало хлопот и трудов, ибо в то время в Оренбурге не было достаточной полиграфической базы, тем более для издания книг на казахском языке и с новым казахским алфавитом на основе русской графики, введённым Ибраем Алтынсариным.

На разработку казахского алфавита на основе русской графики Алтынсарин потратил около трёх лет, привлекая к этому учителей и учащихся старших классов светских школ степных укреплений Тургая и Иргиза.

Обе книги И.Алтынсарина занимают особое место в истории культуры Казахстана как памятники письменной литературы, а также учебные пособия, построенные по научному принципу.

Немало сделано Алтынсариным по сбору, систематизации и публикации образцов казахского устного творчества. В 60-х г.г., будучи учителем в г.Тургае, он разъезжая по аулам, много времени проводил среди местного населения; часто встречался со стариками, записывал народные предания, легенды, пословицы, поговорки, песни. Немного позднее, в 1879 г. он включил часть собранного материала в свою книгу «Киргизская хрестоматия».

Алтынсарин собирал материалы по истории казахского народа. Он закончил подготовку второй части «Киргизской хрестоматии», состоявшей из разделов по истории, географии, техническим предметам. Эта часть не вышла в свет ввиду смерти автора, и розыски её пока не увенчались успехом.

Ибрагим Алтынсарин не только педагог-просветитель, общественный деятель, но и писатель, учёный-этнограф.

Заслуга И.Алтынсарина в том, что он собрал, систематизировал и опубликовал казахское устное творчество. Он включил в свою книгу отрывки из народных легенд, сказок, например: «Сатемир-хан», «Избасты», «Байулы», «Жанибек батыр», «Карабатыр»  и др.

 

Значительный вклад внёс И.Алтынсарин в исследование обычаев и традиций казахов. Его перу принадлежат «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства» и «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства». Обе работы опубликованы в «Записках Оренбургского отдела Императорского Русского географического общества» (1870 г., Вып. 1). А в 1874 г. И.Алтынсарин был избран членом-сотрудником этого общества. 

 

Алтынсарин не случайно избрал предметом своего специального исследования обычаи при сватовстве и свадьбе у казахов; в них отражаются сложные переплетения родового и патриархально-феодального быта.

Подробно описывая укоренившиеся обычаи, связанные с аменгерством и его последствиями, Ибрай Алтынсарин на основании многочисленных фактов вскрывает консервативную сущность патриархально-феодального быта и консервативный характер обычаев казахов.

И. Алтынсарин является одим из основоположников казахской письменной литературы и литературного языка. Его произведения обогатили сюжетное содержание казахской литературы.

Стихотворения и рассказы Алтынсарина написаны простым, понятным широким народным массам языком. В произведениях отражено его отношение к искусству. Своими стихотворениями и рассказами И.Алтынсарин воспитывал в юношах и девушках понимание красоты и природы, человеческих чувств. Задачи литературы он видел в отражении объективной действительности и творческие задачи писателя связывал с повседневной жизнью народа, общества. По его мнению, в художественой литературе видное место должны занимать вопросы просвещения, воспитания подрастающего поколения, преодоления остатков патриархально-родового быта в казахском обществе. Отсюда, например, в известном рассказе «Кипшак Сейткул» писатель изобличает барымту, приносящую огромный вред и разорение трудовому народу, по существу выносит приговор патриархально-феодальным нравам и носителям этих нравов.

В художественных произведениях Алтынсарина видное место занимают темы перехода кочевого населения к осёдлости, занятия его земледелием, разложения патриархально-феодального быта (в стихотворениях «Наставление», «Посвящение», рассказах «Кипшак Сейткул», «Сын бая и сын бедняка», «Кибитка и дом» и др.).

Перу Алтынсарина принадлежит ряд дидактических детских рассказов. В них он учил читателя, прежде всего учащихся русско-казахских школ, высокой морали. Стихотворения и дидактические рассказы И.Алтынсарина по сей день сохраняют своё значение в воспитании и обучении подрастающего поколения.

В литературном наследии Алтынсарина большое место также занимают письма. В книге «Избранных произведений» опубликовано около девяноста из них. Значение эпистолярного творчества Алтынсарина определяется тем, что автор наметил круг вопросов, который в последующие десятилетия постоянно привлекал внимание национальных публицистов, а некоторые вопросы, затронутые в письмах (особенно по поводу бюрократизма чиновников), остаются актуальными до сих пор.

Алтынсарин является зачинателем казахской периодической печати. Будучи инспектором школ Тургайской области, он возбуждает ходатайство перед колониальной администрацией и другими вышестоящими инстанциями об издании казахских газет. К этому ходатайству был приложен собственноручно написанный им текст первого номера газеты под названием «Киргизская газета», датированной январём 1883 года.

В  1879 г., после назначения инспектором школ Тургайской области, И.Алтынсарин не переехал в административный центр области (в г.Оренбург), избрав местом своего пребывания г.Тургай. Алтынсарин занимался многогранной деятельностью по улучшению школьного дела: расширением школьной сети на обширной территории Тургайской области. В 1883 г. местом его пребывания стал Кустанайский (Николаевский) уезд. В родном местечке в Аракарагайской волости (в трёх километрах от г.Кустаная, на сгибе реки Тобол, на островке, где имелось небольшое озеро, получившее впоследствии название «Инспекторское») он построил деревянный дом с железной крышей, где жил и работал до самой смерти.

Ибрагим Алтынсарин скончался 17 июля 1889 г. (по старому стилю) в 11 часов утра в возрасте 48 лет без трёх месяцев и трёх дней от роду и был похоронен по казахскому обычаю при огромном стечении народа недалеко от своего дома на берегу Тобола рядом с могилой отца. 

 

 
Ибрагим Алтынсарин был женат на Айганым – дочери знатного казаха Перовского уезда Сырдарьинской области. У Алтынсарина было два сына и две дочери. Младший сын Абдрахман умер при жизни отца, а старшему Абдулле было 8 лет, когда скончался отец. 
 

Перед смертью Алтынсарину было присвоено звание статского советника, что по тем временам соответствовало генерал-майору от инфантерии.

Завещанием потомкам можно считать стихотворные строки И.Алтынсарина:

Строит дивные дивные дворцы

Умный,знающий народ.

Сильный знанием своим,

Он уверено живёт.

О достоинстве коня

Не узнаешь без байги.

Пусть услышит мир большой

Наши смелые шаги.

Пусть пословица живёт

В каждой ясной голове

«Честь джигита, красота –

В совершенстве, мастерстве».

Уповаю лишь на вас,

Радость в сердце затаив,

Так примите в добрый час

Пожелания мои.

 

Последователи и ученики Ибрая Алтынсарина

 

 

 

 
 
 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

Адрес: 110300, г. Аркалык, ул. Ауельбекова, 17
Тел: 8-71430-7-24-88
Факс: 8-71430-7-01-87
Приемная комиссия:
8-71430-7-11-57
Call center: +77143049502