Образовательные программы
Цели и задачи образовательной программы по специальности «Казахский язык и литература»
Цель образовательной программы - подготовка высококвалифицированных педагогических кадров, обладающих высокой социальной и гражданской ответственностью, способных осуществлять профессиональную деятельность в следующих направлениях:
- подготовка специалиста, который способен к эффективной работе на благо общества и государства, самостоятельно и результативно решать педагогические проблемы в процессе жизнедеятельности;
-подготовка специалиста с осознанием постоянной необходимости самосовершенствования;
- подготовка специалиста, обладающего современными знаниями в области филологии;
- подготовка специалиста, обладающего способностью и умениями, позволяющими включиться в решение проблем филологического и методического плана;
- подготовка специалиста с высоким уровнем культуры и чувством гражданской ответственности.
Основные задачи образовательной программы:
- обеспечение качественной профессиональной подготовки будущих учителей казахского языка и литературы обучения в соответствии с социальным заказом общества и мировым стандартом образования;
- формирование системы ключевых компетентностей, а также общенаучных и специальных знаний, умений и навыков будущих учителей;
- освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Компетенции выпускника по специальности «Казахский язык и литература», формируемые в результате освоения образовательной программы
Компетенции выпускника по специальности «Казахский язык и литература», формируемые в результате освоения программы:
- общекультурные;
- профессиональные;
- предметные.
Общекультурные компетенции:
- способность к формированию и объективной оценке личностного уровня притязаний;
- владение морально- нравственными нормами;
-способность использовать в профессиональной деятельности знание мировой литературы и искусства, социальных и гуманитарных наук;
- способность грамотно формулировать свои мысли на русском языке, владеть навыками устной и письменной речи на казахском и иностранном языках;
- способность учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных отношений;
- осознание сущностных характеристик принципов научного исследования;
-способность к формированию здорового образа жизни в соответствии с требованиями гигиены, охраны труда и правилами защиты от возможных негативных внешних воздействий.
Профессиональные компетенции:
- знание теоретических основ языка и литературы, истории их развития и современного состояния;
- владение технологиями обучения казахскому языку и литературе;
- готовность к анализу результатов обучения казахскому языку и литературе;
- владение способами организации различных видов деятельности учащихся на уроках казахского языка и литературы;
-умение самостоятельно разрабатывать методику преподавания казахского языка и литературы в условиях полиязычной аудитории;
- соблюдение норм языка в публичных выступлениях;
- владение приемами формирования интереса к казахскому языку и литературе и использования знаний в повседневной жизни;
- способность моделировать учебно-воспитательной процесс.
Выпускник образовательной программы «Казахский язык и литература» имеет представление:
- о многообразии человеческого знания, духов¬ных ценностях, имеющих значение для развития личности и общества;
- о предмете, о роли учителя в едином процессе обучения и воспитания;
знает:
- специфику и научные основы методики, логику процесса обучения, психологию усвоения знаний;
- основные проблемы филологии и пути их решения;
-основы научных исследований.
умеет:
-использовать методы социально-гуманитарных наук в различных сфе¬рах своей профессиональной деятельности;
- вести преподавательскую работу, определять степень усвоения учащимися программного материала, прививать им навыки самостоятельного попол¬нения знаний и умений;
- разрабатывать эффективные методы мотивации учащихся, объединять их в эффективные рабочие группы, активизировать новаторскую дея¬тельность, налаживать благоприятный психологический микроклимат;
- формировать у учащихся суждения, оценки филологических явлений;
- квалифицированно решать практические вопросы педагогической деятельности;
имеет навыки:
-применения педагогической технологии, специфических способов организации взаимодействия «преподавание - обучение»;
-развития у учащихся творческих способностей, представлений и суж¬дений о языке и литературе;
- презентации всех видов речевой деятельности;
-эксплуатации современной компьютерной технологии сбора, обработки, анализа и хранения информации;
обладает компетенциями в области:
- современных методов и технологий обучения;
- современных информационных и коммуникационных технологий;
-основных направлений развития современной филологической науки;
-решения актуальных теоретических, методологических и практических вопросов развития образования.
Предлагаемая образовательная программа направлена на формирование ключевых компетенций бакалавра образования по специальности «Казахский язык и литература».
Выпускнику бакалавриата по специальности «5В011700-Казахский язык и литература» присуждается академическая степень бакалавра казахского языка и литературы. Бакалавр специальности «5В011700- Казахский язык и литература» приобретает ряд следующих предметно-специфических и межпредметных компетенций:
• представление о правовых и этических нормах взаимоотношений людей в правовом государстве; о влиянии человека на живую природу и окружающую среду;
• знание казахского языка, а также одного из иностранных языков в пределах разговорно социально-политического, социокультурного и научного общения;
• умение грамотно, логично, убедительно и доступно излагать свои мысли; обладание высокой культурой мышления, владение методами познания, необходимыми для выполнения профессиональных функций специалиста казахского языка и литературы, компетенциями межпредметного характера (межпредметная связь казахского языка и литературы с педагогикой, психологией;
• профессиональную компетенцию специалиста по казахскому языку и литературе, учителя казахского языка и литературы в общеобразовательных средних и средних специальных учебных заведениях на основе фундаментальных знаний по базовым и профилирующим дисциплинам.
Цели ОП по специальности 5В011700-Казахский язык и литература, соответствуют запросам рынка труда, о чем свидетельствуют высокий процент трудоустройства выпускников и отзывы работодателей.
С целью определения востребованности специальности, уточнения содержания существующих ГОСО и оценки качества профессиональной подготовки специалистов.
Кафедрой ведется мониторинг по выявлению оценок организаций и специалистов. Имеются отзывы директоров средних школ города об образовательной программе специальности.
Реализация образовательной программы осуществляется в соответствии с миссией вуза и определяет специфику программы, характеристику групп студентов и получаемые ими образовательные результаты. Миссия АркГПИ: готовить компетентные, полиязычные, знающие и владеющие механизмами, инструментами реализации современной модели образования педагогические кадры.
Стратегический менеджмент образовательной программы охватывает все процессы реализации программы и направлен на достижение долговременного успеха и стабильности программы.
Образовательная программа 5В011800 «Русский язык и литература» осуществляется в форме очного и заочного обучения на базе общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования. Сокращенная форма обучения осуществляется на базе технического и профессионального, послесреднего и высшего образования. Это дает возможность поступления для обучения по данной программе разным категориям желающих, в том числе работающим. Образовательная программа по специальности соответствует стратегическим целям и задачам института, деканата и кафедры.
Стратегические цели:
- стать ведущим образовательным, научно-педагогическим центром по подготовке конкурентоспособных учителей с компетенциями работы в организациях образовании.
Задачи:
1. Усилить программу профессиональной подготовки учителей по разделам: языковой – информационный – профильный.
2. Усилить уровень ППС через целевую подготовку магистрантов и докторантов.
3. Обеспечить интеграцию в европейскую зону высшего образования путем приведения содержания образования в соответствии с параметрами Болонского процесса.
4. Реализовать комплекс мер по патриотическому воспитанию и формированию гражданской активности, социальной ответственности и механизмы раскрытия потенциала молодежи.
5. Внедрить единую в вузе программу «Қазақ елі», направленную на формирование устойчивой этнокультурной основы казахстанского общества.
6. Внедрить систему дистанционного обучения.
Все положительные стороны образовательной программы 5В011800 «Русский язык и литература», перспективы ее выпускников презентуются потенциальным абитуриентам во время профориентационной работы, нацеленной на привлечение школьников и выпускников колледжей для обучения.
Ежегодно проводятся встречи с выпускниками школ региона, проводятся Дни открытых дверей, организуются подготовительные курсы.
Политика в области обеспечения качества образовательной программы охватывает:
- подготовку выпускников по специальности 5В011800 «Русский язык и литература» осуществляется в соответствии с Типовым учебным планом 2013 года. По программе 5В011800 «Русский язык и литература» студенты имеют возможности для овладения современными знаниями в области теории, практики и методики преподавания русского языка и литературы, позволяющими иметь, развивать и поддерживать основополагающую профессиональную компетенцию.
- вовлечение студентов в процессы строгого следования идеологии Болонской конвенции – кредитная технология обучения, академическая свобода и мобильность, возможность перезачета в кредитах ECTS - способствуют сближению программы с общенациональными и международными образцами.
- формирование и развитие личности студента осуществляется через формирование всех видов компетенций. Они позволяют выпускнику максимально использовать возможности русского языка и русской литературы для формирования поликультурной личности школьника с развитым мышлением и мировоззрением.
С целью обеспечения ключевых требований заинтересованных сторон и дальнейшего совершенствования образовательного процесса осуществляется планирование развития образовательной программы и распределения ресурсов для ее реализации в соответствии со стратегическим планом развития вуза.
Цели и задачи образовательной программы по специальности 5В012100 "Казахский язык и литература в школах с неказахским языком обучения".
Основные задачи образовательной программы:
- обеспечение качественной профессиональной подготовки будущих учителей казахского языка и литературы обучения в соответствии с социальным заказом общества и мировым стандартом образования;
- формирование системы ключевых компетентностей, а также общенаучных и специальных знаний, умений и навыков будущих учителей;
- освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Компетенции выпускника по специальности 5В012100 "Казахский язык и литература в школах с неказахским языком обучения" формируемые в результате освоения образовательной программы
Компетенции выпускника по специальности 5В012100 "Казахский язык и литература в школах с неказахским языком обучения" формируемые в результате освоения программы:
- общекультурные;
- профессиональные;
- предметные.
Общекультурные компетенции:
- способность к формированию и объективной оценке личностного уровня притязаний;
- владение морально- нравственными нормами;
-способность использовать в профессиональной деятельности знание мировой литературы и искусства, социальных и гуманитарных наук;
- способность грамотно формулировать свои мысли на русском языке, владеть навыками устной и письменной речи на казахском и иностранном языках;
- способность учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных отношений;
- осознание сущностных характеристик принципов научного исследования;
-способность к формированию здорового образа жизни в соответствии с требованиями гигиены, охраны труда и правилами защиты от возможных негативных внешних воздействий.
Профессиональные компетенции:
- знание теоретических основ языка и литературы, истории их развития и современного состояния;
- владение технологиями обучения казахскому языку и литературе;
- готовность к анализу результатов обучения казахскому языку и литературе;
- владение способами организации различных видов деятельности учащихся на уроках казахского языка и литературы;
-умение самостоятельно разрабатывать методику преподавания казахского языка и литературы в условиях полиязычной аудитории;
- соблюдение норм языка в публичных выступлениях;
- владение приемами формирования интереса к казахскому языку и литературе и использования знаний в повседневной жизни;
- способность моделировать учебно-воспитательной процесс.
Все положительные стороны образовательной программы 5В012100 "Казахский язык и литература в школах с неказахским языком обучения". Перспективы ее выпускников презентуются потенциальным абитуриентам во время профориентационной работы, нацеленной на привлечение школьников и выпускников колледжей для обучения. Ежегодно проводятся встречи с выпускниками школ региона, проводятся Дни открытых дверей, организуются подготовительные курсы.
Формирование и развитие личности студента осуществляется через формирование всех видов компетенций. Они позволяют выпускнику максимально использовать возможности казахского языка и казахской литературы для формирования поликультурной личности школьника с развитым мышлением и мировоззрением.
Выпускник образовательной программы имеет представление:
- о многообразии человеческого знания, духов¬ных ценностях, имеющих значение для развития личности и общества;
- о предмете, о роли учителя в едином процессе обучения и воспитания;
знает:
- специфику и научные основы методики, логику процесса обучения, психологию усвоения знаний;
- основные проблемы филологии и пути их решения;
-основы научных исследований.
умеет:
-использовать методы социально-гуманитарных наук в различных сфе¬рах своей профессиональной деятельности;
- вести преподавательскую работу, определять степень усвоения учащимися программного материала, прививать им навыки самостоятельного попол¬нения знаний и умений;
- разрабатывать эффективные методы мотивации учащихся, объединять их в эффективные рабочие группы, активизировать новаторскую дея¬тельность, налаживать благоприятный психологический микроклимат;
- формировать у учащихся суждения, оценки филологических явлений;
- квалифицированно решать практические вопросы педагогической деятельности;
имеет навыки:
-применения педагогической технологии, специфических способов организации взаимодействия «преподавание - обучение»;
-развития у учащихся творческих способностей, представлений и суж¬дений о языке и литературе;
- презентации всех видов речевой деятельности;
-эксплуатации современной компьютерной технологии сбора, обработки, анализа и хранения информации;
обладает компетенциями в области:
- современных методов и технологий обучения;
- современных информационных и коммуникационных технологий;
-основных направлений развития современной филологической науки;
-решения актуальных теоретических, методологических и практических вопросов развития образования.
Предлагаемая образовательная программа направлена на формирование ключевых обучения".
• представление о правовых и этических нормах взаимоотношений людей в правовом государстве; о влиянии человека на живую природу и окружающую среду;
• знание казахского языка, а также одного из иностранных языков в пределах разговорно социально-политического, социокультурного и научного общения;
• умение грамотно, логично, убедительно и доступно излагать свои мысли; обладание высокой культурой мышления, владение методами познания, необходимыми для выполнения профессиональных функций специалиста казахского языка и литературы, компетенциями межпредметного характера (межпредметная связь казахского языка и литературы с педагогикой, психологией;
• профессиональную компетенцию специалиста по казахскому языку и литературе, учителя казахского языка и литературы в общеобразовательных средних и средних специальных учебных заведениях на основе фундаментальных знаний по базовым и профилирующим дисциплинам.
-способен правильно построить учебно-воспитательный процесс и реализовывать на практике обучения;
- иметь возможность использовать знания различных теорий обучения, воспитания и развития, а также образовательных программ для обучающихся разных уровней;
-знает и владеет технологиями безопасности жизни в профессиональной деятельности, с учетом рисков и опасности социальной среды и образовательного пространства.
Компетенции специальности "Казахский язык и литература в школах с неказахским языком обучения".
- подготовка и дальнейшее развитие конкурентоспособных специалистов казахского языка и литературы;
-овладение новыми технологиями и развитие повышения квалификации ППС;
- методическое и инновационное обеспечение учебного процесса;
-формирование системы ключевых компетентностей, а также общенаучных и специальных знаний, умений и навыков будущих учителей;
- обеспечение учебных заведений региона качественно подготовленными, конкурентноспособными учителями казахского языка и литературы в соответствии с социальным заказом общества и мировым стандартом образования;
Кафедрой ведется мониторинг по выявлению оценок организаций и специалистов. Имеются отзывы директоров средних школ города об образовательной программе специальности.
Реализация образовательной программы осуществляется в соответствии с миссией вуза и определяет специфику программы, характеристику групп студентов и получаемые ими образовательные результаты. Миссия АркГПИ: готовить компетентные, полиязычные, знающие и владеющие механизмами, инструментами реализации современной модели образования педагогические кадры.
Стратегический менеджмент образовательной программы охватывает все процессы реализации программы и направлен на достижение долговременного успеха и стабильности программы.
Образовательная программа 5В012200 «Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения» осуществляется в форме очного и заочного обучения на базе общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования. Сокращенная форма обучения осуществляется на базе технического и профессионального, послесреднего и высшего образования. Это дает возможность поступления для обучения по данной программе разным категориям желающих, в том числе работающим. Образовательная программа по специальности соответствует стратегическим целям и задачам института, деканата и кафедры.
Стратегические цели:
- стать ведущим образовательным, научно-педагогическим центром по подготовке конкурентоспособных учителей с компетенциями работы в организациях образовании.
Задачи:
1. Усилить программу профессиональной подготовки учителей по разделам: языковой – информационный – профильный.
2. Усилить уровень ППС через целевую подготовку магистрантов и докторантов.
3. Обеспечить интеграцию в европейскую зону высшего образования путем приведения содержания образования в соответствии с параметрами Болонского процесса.
4. Реализовать комплекс мер по патриотическому воспитанию и формированию гражданской активности, социальной ответственности и механизмы раскрытия потенциала молодежи.
5. Внедрить единую в вузе программу «Қазақ елі», направленную на формирование устойчивой этнокультурной основы казахстанского общества.
6. Внедрить систему дистанционного обучения.
Все положительные стороны образовательной программы 5В012200 «Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения», перспективы ее выпускников презентуются потенциальным абитуриентам во время профориентационной работы, нацеленной на привлечение школьников и выпускников колледжей для обучения. Ежегодно проводятся встречи с выпускниками школ региона, проводятся Дни открытых дверей, организуются подготовительные курсы.
Политика в области обеспечения качества образовательной программы охватывает:
- подготовку выпускников по специальности 5В012200 «Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения» осуществляется в соответствии с Типовым учебным планом 2013 года. По программе 5В012200 «Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения» студенты имеют возможности для овладения современными знаниями в области теории, практики и методики преподавания русского языка и литературы в школах с нерусским языком обучения, позволяющими иметь, развивать и поддерживать основополагающую профессиональную компетенцию.
- вовлечение студентов в процессы строгого следования идеологии Болонской конвенции – кредитная технология обучения, академическая свобода и мобильность, возможность перезачета в кредитах ECTS – способствуют сближению программы с общенациональными и международными образцами.
- формирование и развитие личности студента осуществляется через формирование всех видов компетенций. Они позволяют выпускнику максимально использовать возможности русского языка и русской литературы для формирования поликультурной личности школьника с развитым мышлением и мировоззрением.
С целью обеспечения ключевых требований заинтересованных сторон и дальнейшего совершенствования образовательного процесса осуществляется планирование развития образовательной программы и распределения ресурсов для ее реализации в соответствии со стратегическим планом развития вуза.