Образовательные программы
Цели образовательной программы 5В010100-«Дошкольное обучение и воспитание» соответствуют миссии и целям вуза и факультета.
Основные механизмы решения поставленных задач:
• непрерывное совершенствование учебного процесса, разработка и внедрение новых форм и технологий обучения, систематизация содержания образования;
• эффективное использование научного и педагогического потенциала преподавателей института;
• укрепление и развитие материальной базы и информационного обеспечения учебного процесса;
• индивидуализация обучения, позволяющая в полной мере реализовать научный и педагогический потенциал бакалавра;
• гибкие учебные планы, динамичные учебные программы, ориентированные на спрос рынка интеллектуального труда;
• постоянная и эффективная связь с организациями-работодателями.
В соответствии с этим образовательная программа специальности 5В010100-«Дошкольное обучение и воспитание» преследует следующие цели:
Цель обучения общеобразовательных программ:
- обеспечение социально-гуманитарного образования на основе законов социально-экономического развития общества, изучения истории Казахстана, использование современных информационных технологий, знание государственного языка, русского и иностранного языков как средств межнационального общения, подготовка специалиста новой формации, обладающего широкими фундаментальными знаниями, и инициативного, адаптированного к меняющимся требованиям рынка труда и технологий, умеющего работать в команде.
Цель обучения базовых дисциплин:
-обеспечение базовых психолого-педагогических знаний как фундамента профессионального образования, овладение теоретическими знаниями по педагогике, методам научного познания мира, формирование системы знаний о физиологических особенностях детей дошкольногои деятельности будущего педагога.
Цель обучения профилирующих дисциплин:
-овладение теоретическими знаниями по организации и управлению дошкольным образованием, умение устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, ориентированных на достижение целей образования, проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.
В связи с изменениями в системе образования, в образовательных программах подготовки педагогических кадров в вузах, внесены следующие новые базовые дисциплины:
№ |
Специальность |
Дисциплина |
1 |
5 В010100-Дошкольное обучение и воспитание» |
«Инклюзивное дошкольное образование», «Менеджмент в дошкольном образовании» |
Цели образовательной программы 5В010200 «Педагогика и методика начального обучения» соответствуют миссии и целям вуза и факультета.
Основные механизмы решения поставленных задач:
• непрерывное совершенствование учебного процесса, разработка и внедрение новых форм и технологий обучения, систематизация содержания образования;
• эффективное использование научного и педагогического потенциала преподавателей института;
• укрепление и развитие материальной базы и информационного обеспечения учебного процесса;
• индивидуализация обучения, позволяющая в полной мере реализовать научный и педагогический потенциал бакалавра;
• гибкие учебные планы, динамичные учебные программы, ориентированные на спрос рынка интеллектуального труда;
• постоянная и эффективная связь с организациями-работодателями.
В соответствии с этим образовательная программаспециальности5В010200- «Педагогика и методика начального обучения» преследует следующие цели:
Цель обучения общеобразовательных:
- обеспечение социально-гуманитарного образования на основе законов социально-экономического развития общества, изучения истории Казахстана, использование современных информационных технологий, знание государственного языка, русского и иностранного языков как средств межнационального общения, подготовка специалиста новой формации, обладающего широкими фундаментальными знаниями, и инициативного, адаптированного к меняющимся требованиям рынка труда и технологий, умеющего работать в команде.
Цель обучения базовых дисциплин:
-обеспечение базовых психолого-педагогических знаний как фундамента профессионального образования, овладение теоретическими знаниями по педагогике, методам научного познания мира, формирование системы знаний о физиологических особенностях детей младшего школьного возраста, понимание места дисциплины в профессиональной подготовке и деятельности будущего педагога.
Цель обучения профилирующих дисциплин:
-овладение теоретическими знаниями по организации и управлению начальным образованиями, умение устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, ориентированных на достижение целей образования, проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.
В связи с изменениями в системе образования, в образовательных программах подготовки педагогических кадров в вузах, внесены следующие новые базовые дисциплины:
№ |
Специальность |
Дисциплина |
1 |
5В010200-Педагогика и методика начального обучения |
«Менеджмент в образовании», «Технология критериального оценивания», «Инклюзивное образование» |
Квалификационная характеристика бакалавра образования по специальности
5B010100-Дошкольное обучение и воспитание
Сфера профессиональной деятельности
Бакалавр образования по специальности 5B010100-Дошкольное обучение и воспитание осуществляет свою профессиональную деятельность в сфере образования.
Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельностибакалавра образования по специальности 5B010100-Дошкольное обучение и воспитание являются различные виды и типы дошкольных организаций, педагогические колледжи, департаменты управления образования, институты повышения квалификации и переподготовки кадров системы образования.
Предметы профессиональной деятельности
Предметами профессиональной деятельности бакалавра образования по специальности 5B010100- Дошкольное обучение и воспитание являются цели, задачи, содержание, формы организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста; пути реализации Государственной программы образования Республики Казахстан; изучение личностной и когнитивной сфер дошкольников с целью развития потенциальных возможностей; индивидуальный и дифференцированный подходы через реализацию личностно-ориентированного образования.
Виды профессиональной деятельности
Бакалавр образования по специальности 5B010100-Дошкольное обучение и воспитание может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
-образовательную(педагогическую)- воспитание, обучение, развитие и формирование личности дошкольника; управление педагогическим процессом дошкольной организации; диагностика, коррекция, прогнозирование результатов педагогической деятельности; изучение, обобщение, распространение передового инновационного опыта в сфере дошкольного образования;
- экспериментально-исследовательскую;
- организационно-педагогическую;
- социально-педагогическую;
- учебно-воспитательную;
- учебно-технологическую;
Функции профессиональной деятельности:
-воспитательно-образовательная;
-конструктивная;
-организаторская;
-информационно-коммуникативная;
-исследовательская;
Типовые задачи профессиональной деятельности
Бакалавр образования по специальности 5B010100-Дошкольное обучение и воспитание должен решать следующие задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
- получение полноценного и качественного профессионального образования, профессиональной компетенции в области дошкольной педагогики;
-овладение гуманитарной культурой, этическими и правовыми нормами, регулирующими отношения к человеку, обществу, окружающей среде;
-овладение педагогическими и инновационными технологиями;
-развитие навыков в информационно-коммуникативной, конструктивной, проектировочной, организаторской и гностической областях педагогической деятельности;
-формирование устойчивого интереса к профессиональной деятельности в области дошкольного образования, овладение основами профессионального мастерства в осуществлении педагогической деятельности;
-выбор студентами индивидуальной программы образования;
-продолжение образования на последующей ступени высшего образования.
Содержание профессиональной деятельности бакалавра образования по специальности 5B010100-Дошкольное обучение и воспитание
Становление личности будущего воспитателя: его потребностно-мотивационной, когнитивной, эмоционально-ценностной, операциональной, коммуникативной и рефлексивной составляющих; формирование готовности к профессиональной деятельности в дошкольных организациях различного типа; развитие готовности к инновационной деятельности и потребности в постоянном самообразовании; развитие личностной культуры.
Требования к уровню образованности бакалавра образования по специальности 5B010100-Дошкольное обучение и воспитание.
Бакалавр образования по специальности5B010100-Дошкольное обучение и воспитание должен:
знать
-теоретические основы и категории дошкольной педагогики; закономерности развития и социального формирования личности дошкольника; основные закономерности возрастного анатомо-физиологического, психического развития детей дошкольного возраста;
-теоретические и практические основы организации педагогической деятельности в поликультурном обществе; различие культур, религий, национальных особенностей;
-научно-теоретические основы психодиагностики, психологической готовности ребенка к школьному обучению;
-содержание и структуру дошкольного воспитания и обучения: государственные, частные, ведомственные типы и виды;
-теоретические основы частных методик; их цели, задачи на современном этапе развития дошкольного образования;
-структуру и содержание действующих стандартов дошкольного воспитания и обучения, образовательных программ, методических пособий;
-современные образовательные технологии, международный и отечественный опыт организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
-содержание индикаторов компетентностного развитие детей от года до 6 лет;
-инновационные формы и методы вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольной организации;
- особенности преемственности содержания образования детей старшего дошкольного возраста и начального общего образования.
уметь:
-проектировать воспитательно-образовательный процесс в дошкольных организациях, осуществлять рефлексию педагогической деятельности;
-организовывать учебно-познавательную деятельность детей дошкольного возраста в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
-выявлять и развивать задатки, наклонности, способности, дарования каждого ребенка на основе индивидуального подхода с учетом развития и состояния здоровья;
-организовывать межличностное, групповое взаимодействие детей дошкольного возраста;
-создавать предметную, развивающую среду для самостоятельной, познавательной, творческой деятельности детей дошкольного возраста;
-применять здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста;
-анализировать и оценивать результаты внедрения инноваций в воспитательно-образовательный процесс дошкольной организации.
иметь навыки:
-компьютерной грамотности, языкового и речевого развития, организации общения с детьми дошкольного возраста, критического и творческого мышления, применения инновационных технологий в целостном педагогическом процессе дошкольной организации;
-организации педагогического сотрудничества в триаде субъективных отношений (ребенок-родитель-воспитатель) в условиях личностно-ориентированного обучения;
-осуществления нравственного, эстетического, трудового экологического, физического воспитания детей дошкольного возраста;
-осуществления рефлексии, самоконтроля и коррекции процесса и результата педагогической деятельности;
быть компетентным:
- в формировании ключевых компетенций детей дошкольного возраста(познавательной, здоровьесберегающей, коммуникативно-языковой, социальной, творческой);
- в выявлении и развитии способностей и интересов детей дошкольного возраста;
-в информационных и инновационных педагогических технологиях;
- в сфере самостоятельной познавательной деятельности, способности видения альтернатив решения проблемы и осуществления оптимального выбора;
- в сфере социально-трудовой деятельности; оценке своих профессиональных возможностей; в нормах и этике трудовых взаимоотношений;
-в бытовой сфере, включающей аспекты собственного здоровья, здоровья образа жизни.
6.9 Требования к компетенциям бакалавра образования по специальности 5B010100-Дошкольное обучение и воспитание.
Ключевые компетенции:
-формирующая: владеть знаниями в области педагогического целеполагания, умениями и навыками проектирования и реализации целостного педагогического процесса, быть способным к позитивному мышлению, приобщенным к системе национальных ценностей, приверженным к этическим ценностям, склонным к гуманизму и оптимизму;
-систематизирующая: владеть знаниями в области синергетических, социальных, педагогических систем ( системный подход, принцип системности в педагогике), умениями и навыками поиска, формализации, структурирования и систематизации психолого-педагогических знаний, быть способным к системному мышлению и целостному восприятию педагогической действительности;
-исследовательская: владеть знаниями в области гносеологии, методологии, педагогики и психологии, умениями и навыками управления информацией, осуществления комплексного мониторинга на основе психолого-педагогической диагностики, анализа и синтеза, быть способным к педагогической рефлексии, стремиться к постоянному совершенствованию исследовательской культуры.
предметные компетенции:
-коммуникативная: владеть казахским, русским, иностранными языками, знаниями в области технологии общения, педагогической риторики и конфликтологии, стратегиями коммуникаций, умениями и навыками конструктивного диалога, общения в поликультурном, полиэтничном и многопрофессиональном обществе, быть толерантным и способным к педагогическому сотрудничеству;
-технологическая: владеть знаниями в области педагогической инноватики, педагогических технологий, умениями и навыками поиска, оценки, отбора и использования педагогических технологий, быть способным к новаторству, стремиться к совершенству педагогического мастерства, проявлять инициативность и трудолюбие;
-контролирующая; владеть знаниями в области педагогического менеджмента, умениями и навыками осуществления педагогического мониторинга, разработки системы педагогических измерителей и индикаторов, разработки контрольно-оценочного материала, интерпретировать полученные результаты, стремиться к адекватной самооценке и самоконтролю, к справедливости и объективности.
специальные компетенции:
- программная: владеть системой предметных, психолого-педагогических и методических знаний, умениями и навыками применения теоретических знаний в профессиональной деятельности с учетом конкретных социально-педагогических условий; осознавать профессиональный долг педагога, ответственнность за результаты педагогической деятельности;
- межпредметная: владеть знаниями в области теории педагогической интеграции, умениями и навыками интегрирования знаний из различных предметных областей в решении педагогических задач, быть способным к социальному партнерству и педагогическому сотрудничеству;
- социальная: владеть знаниями в области прав человека (международные нормативно-правовые акты, законодательство РК в области образования и охраны детства), умениями и навыками защиты прав и интересов ребенка, профессиональную честь и достоинство педагога, а также соблюдать нормы педагогической этики, осозновать социальную значимость професии педагога, уважать гражданские права ребенка;
- развивающая: владеть знаниями в области современнной педагогической антрпологии, умениями и навыками изучения, обобщения, распространения и применения опыта высокопрофессиональных педагогов, обладать высокой мотивацией к педагогической деятельности, стремиться к самообразовнию и самопознанию;
- креативная: владеть знаниями в области психологии творчества, теоретических основ творческой деятельности, умениями и навыками перестройки прфессиональной деятельности6 реализации авторских новаторских идей в образовании, находить нестандартные и альтернативные решения, быть способным к генерации новых педагогических идей, к критическому мышлению;
- организиационно-методическая: владеть знаниями нормативных и правовых документов в области образования, учебно-инструктивной документации, умениями и навыками разработки текущей учебно-организационной документации (дидактические, контрольно-измерительные материалы и т.д), обладать организаторскими способностями, проявлять высокую исполнительскую дисциплину.
Квалификационная характеристика бакалавра образования по специальности
5В010200 – Педагогика и методика начального обучения
Сфера профессиональной деятельности
Бакалавр образования по специальности 5В010200 – Педагогика и методика начального обучения осуществляет свою профессиональную деятельность в сфере образования.
Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности бакалавра образования по специальности 5В010200-Педагогика и методика начального обучения являются учреждения образования (начальная ступень общеобразовательной школы, педагогические колледжи , департаменты образования).
Предметы профессиональной деятельности
Предметами профессиональной деятельности бакалавра образования по специальности 5В01020 – Педагогика и методика начального обучения является реализация требований Концепции развития образования Республики Казахстан в условиях организации педагогического процесса первой ступени общеобразовательных школ и методической работы в учреждениях образования.
Виды профессиональной деятельности
Бакалавр образования по специальности 5В010200 – Педагогика и методика начального обучения может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- диагностическую – изучение личности школьника, результатов обучения, воспитания и развития;
- организационно-технологическую;
- управленческо-педагогическую ( взаимодействие «субъект-субъект», менеджмент в образовании);
- проектную (моделирование образования в начальной школе).
Функции профессиональной деятельности
Функции профессиональной деятельности бакалавра образования по специальности 5В010200 – Педагогика и методика начального обучения: организация субъектной деятельности младших школьников и управление процессом формирования и развития личности.
Типовые задачи профессинальной деятельности:
- сформировать у обучающихся общеучебные и специальные знания, умения и навыки по дисциплинам, предусмотренным государственным стандартом образования, а также базовые и предметные компетенции по дисциплинам;
- развить социальные, эмоционально-волевые, интеллектуальные, психические качества личности;
- воспитать компетентную и конкурентноспособную личность.
Содержание профессиональной деятельности
Основное содержание профессиональной деятельности бакалавра образования по специальности 5В01020 – Педагогика и методика начального обучения включает организацию учебно-воспитательного процесса на уровне требований педагогической науки и практики, работу с родителями учащихся, научное и методическое общение с коллегами.
Требования к уровню образованности бакалавра образования по специальности 5В01020 – Педагогика и методика начального обучения
Бакалавр образования по специальности 5В01020 – Педагогика и методика начального обучения должен
знать:
- методологические основы и категории педагогики и этнопедагогики начальной школы;
- закономерности формирования и развития личности шестилетнего ребенка;
- основные закономерности возрастного анатомо-физиологического развития детей младшего школьного возраста;
- структуру и содержание действующих стандартов начального образования, учебных программ, учебников и учебных пособий;
- теоретические основы преподаваемого предмета; цели и задачи преподаваемого предмета на современном этапе развития начальной школы;
- теоретические основы методики преподавания учебных дисциплин в начальных классах;
уметь:
- моделировать педагогическую деятельность, осуществляя рефлексию, целеполагание, диагностику;
- вести учебно-педагогическую деятельность в системе «e-learning»;
- применять современные технологии обучения и воспитания;
- формировать ключевые компетенции на основе мотивации обучающихся к учебно-познавательной деятельности на уроках и внеурочное время;
иметь навыки:
- компьютерной и коммуникативной грамотности;
- организации и проведения занятий с детьми младшего школьного возраста по развитию критического и творческого мышления;
- применения инновационных технологий в педагогическом процессе начальной школы;
быть компетентным:
- в формировании ключевых компетенций учащихся;
- в мониторинге способностей и интересов детей младшего школьного возраста;
- в организации и проведении духовно-нравственного, патриотического, экологического и здоровьесберегающего воспитания учащихся.
Требования к компетенциям бакалавра образования по специальности 5В01020 – Педагогика и методика начального обучения
Ключевые компетенции:
- формирующая: владеть знаниями в области педагогического целепологания, умениями и навыками проектирования и реализации целостного педагогического процесса, быть спосособным к позитивному мышлению, приобщенным к системе национальных ценностей, приверженным к этическим ценностям, склонным к гуманизму и оптимизму;
- систематизирующая: владеть знаниями в области синергических, социальных, педагогических систем (системный подход, принцип системности в педагогике), умениями и навыками поиска, формализации, структурирования и систематизации психолого-педагогических знаний, быть способным к системному и целостному восприятию педагогической действительности;
- исследовательская: владеть знаниями в области гнесеологии, методологии, педагогики и психологии, умениями и навыками управлять информацией, осуществлять комплексный мониторинг на основе психолого-педагогической рефлексии, стемиться к постоянному совершенствованию исследовательской культуры;
предметные компетенции:
- коммуникативная: владеть казахским, русским, иностранным языками,
знаниями в области технологии общения, педагогической риторики и конфликтологии, стратегиями коммуникаций, умениями и навыками конструктивного диалога, общения в поликультурном, полиэтичном и многоконфессиональном обществе, быть толерантным и способным к педагогическому сотрудничеству;
- технологическая: владеть знаниями в области педагогической
инноватики, педагогических технологий, умениями и навками поиска, оценки, отбора и испоьзования педагогических технологий, быть способным к новаторству, стремиться к совершенству педагогического мастерства, проявлять инициативность и трудолюбие;
- контролирующая: владеть знаниями в области педагогического
менеджмента, умениями и навыками осуществлять педагогический мониторинг, разрабатывать систему педагогических измерителей и индикаторов, разрабатывать контрольно-оценочный материал, интерпретировать полученные результаты, стремиться к адекватной самооценке и самоконтролю, к справедливости и объективности;
специальные компетенции:
- программная: владеть системой предметных, психолого
педагогических и методических знаний, умениями и навыками применения теоретических знаний в профессиональной деятельности с учетом конкретных социально-педагогических условий; осознавать профессиональный долг педагога, ответственность за результаты педагогической деятельности;
- межпредметная: владеть знаниями в области теории педагогической
интеграции, умениями и навыками интегрировать знания из различных предметных областей в решении педагогическихзадач, быть способным к социальному партнерству и педагогическому сотрудничеству;
- социальная: владеть знаниями в области прав человека
(международные нормативно-правовые акты, законодательство РК в области образования и охраны детства), умениями и навыками защищать права и интересы ребенка, профессиональную честь и достоинство педагога, а также соблюдать нормы педагогической этики, осознавать социальную значимость профессии педагога, уважать гражданские права ребенка;
- развивающая: владеть знаниями в области современной педагогической
антропологии, умениями и навыками изучать, обобщать, распространять и применять опыт высокопрофессиональных педагогов,обладать высокой мотивацией к педагогической деятельности, стремиться к самообразованию и самопознанию;
- креативная: владеть знаниями в области психологии творчества, теориятическихоснов творческой деятельности, умениями и навыками перестраивать профессиональную деятельность, реализовать авторские новаторские идеи в образовании, находить нестандартные и альтернативные решения, быть способным к генерации новых педагогических идей, к критическому мышлению;
- организационно-методическая: владеть знаниями нормативных и правовых документов в области образования, учебно-инструктивной документации, умениями и навыками разрабатывать текущего учебно-организационную документацию (дидактическое, контрольно- измерительные материалы и т.д.), обладать организаторскими способностями,проявлять высокую испольнительскую дисциплину.